Психология общения

Психология общения

Как ни именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), homo faber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans человек общающийся.

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Категория общения в психологии: содержание, структура и функции

Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением.

Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

Содержание категории общения многообразно — это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя:

  • формирование определенных образцов и моделей поведения;
  • взаимодействие людей;
  • взаимное влияние людей друг на друга;
  • обмен информацией;
  • формирование отношений между людьми;
  • взаимное переживание и понимание друг друга;
  • формирование образа внутреннего «Я» человека.

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы общения.

Содержание общения — это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как:

  • материальное — обмен продуктами и предметами деятельности;
  • когнитивное — обмен знаниями;
  • деятельное — обмен действиями, операциями, умениями;
  • кондиционное — обмен психологическими или физиологическими состояниями;
  • мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении.

Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной (рис. 16).

Рис. 16. Структура общения

Перцептивная сторона общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного.

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

  • во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
  • во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная человеку природой родовая особенность и помогла ему выжить и утвердиться среди других более физически сильных, чем человек, животных.

Признается, что одной из национальных особенностей русских людей является как раз высокий уровень развития у них этого качества. Русские мыслители называли его общинностью, соборностью, дружинностью, братством (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.). Именно эта национальная черта русского духа помогала России устоять в самые трагические моменты ее истории. В этом духе коллективизма видели деятели русской культуры одно из главных отличий русского самосознания от западной культуры, основой которой является дух индивидуализма. Конечно, на рубеже XX-XXI вв., в годы постсоветских реформ, эта особенность русской духовности значительно ослабла, хотя, по-видимому, и не исчезла совсем.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. В общении выделяются три составляющие:

  • коммуникативная сторона или обмен информацией;
  • интеракции или обмен действиями:
  • взаимная перцепция или восприятие и оценка партнера.

Все три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.

Однако это сближение имеет свои пределы, границы. Оно не может быть беспредельным, потому что как бы ни сближались люди друг с другом в процессе их взаимодействия, они тем не менее всегда остаются отдельными системами и по своим интересам, и по формам поведения.

Каждая личность, в каком бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную автономию, самобытность, оставаясь, как говорили древние. «микрокосмосом». т.е. целым миром уникальных мыслей, чувств, интересов.

Поэтому любые контакты, общение людей редко протекают без трудностей, проблем, конфликтов. Эти проблемы возникают как в малых социальных группах, семье, в трудовых коллективах, так и на уровне общества в целом, между большими социальными группами, классами и этносами. И разрешаются эти проблемы и трудности опять-таки только в процессе того же общения, в котором могут участвовать и управленческие структуры различного уровня.

В связи с множеством трудностей и конфликтов, возникающих в ходе взаимодействий людей, формы человеческого общения оказываются бесконечно многообразными.

Формы общения классифицируются на основе разных критериев. Так, если за основу классификации взять критерий направленности общения, то его можно подразделить на два вида:

  • общение по вертикали, например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;
  • общение по горизонтали, примером которого может служить общение братьев, близких по возрасту; общение коллег по работе, равных по статусу.

Если же за базу классификации видов общения взять характер его целей, то в качестве его форм можно выделить:

  • общение как самоцель. например общение между друзьями, родственниками;
  • общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели: именно таким является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Здесь цель находится за пределами самого процесса общения: она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д. И наконец, можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников.

Тогда основные типы общения будут выглядеть следующим образом:

  • общение по схеме «человек-природа», примером которого могут быть такие занятия, как охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными и т.п.
  • общение по схеме «человек-вещь», характерными примерами которого является исполнительская деятельность в сфере материального производства, торговли, такие занятия, как коллекционирование; эта форма общения может принимать болезненные формы в виде чрезмерной страсти к приобретению и накоплению вещей, так называемый «вещизм»:
  • общение по схеме «человек-человек», являющееся наиболее психологически насыщенным и сложным. Поскольку эта форма общения отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, о ней иногда говорят как о высшей роскоши, доступной человеку. Но с этой же формой общения связаны и наибольшие сложности общения.

Множество разнообразных проблем возникает в процессе семейного общения, а также в ходе взаимоотношений людей в трудовых коллективах Известно, что «сквозной» функцией руководителей трудовых коллективов является психологическое воздействие на отдельных работников и группу в целом, их побуждение к активной деятельности по достижению целей организации в процессе постоянного и многообразного управленческого общения с людьми.

Содержание человеческого общения может быть весьма многообразным.

Источник:
Психология общения
Как ни именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), homo faber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), homo ludens (человек играющий). Думается, с не
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologiya-obshcheniya.html

Психология общения

Здравствуйте уважаемые читатели блога Сампросветбюллетень!

«…психология общения с мужчинами для меня сводится к тому, что я перестала заморачиваться. Большинство мужчин не умеют общаться с женщинами. Мне мой друг иногда такое ляпнет… и это называется, он пошутил. Раньше я из-за каждого слова нервничала, обдумывала, в голове прокручивала, искала смысл, а он уже на следующий день забыл», — пишет Любовь.

«Читала много книг по психологии общения с мужчинами, но в деле они мне не помогли. Почему так трудно бывает разговаривать с мужчинами? Потому, что они не способны открыто выражать свои истинные чувства, закрыты для эмоций или боятся отношений? Иногда бывают такие ситуации, что просто уже не знаешь, как общаться с мужчиной…», — пишет Мария.

На самом деле, мужчины ведут активную эмоциональную жизнь. Они лишь используют другую палитру эмоциональных красок, что связано с их ведущими потребностями.

Многие мужчины не готовы с легкостью раскрывать свои эмоции, потому что они не имеют для них такого большого значения, как решение проблем. Ведущая потребность мужчин – «завоевывать», идти к цели, решать конкретные задачи, в то время как ведущая потребность женщин – устанавливать эмоциональные отношения. Поэтому мужчины так отзывчивы на признание их силы, умение держать ситуацию под контролем и так ранимы от критики их способностей. Женщины, в свою очередь, болезненно реагируют, когда мужчина избегает эмоционального контакта и «уходит в пещеру».

Общество оценивает мужчин по их компетентности и способности сохранять контроль в любой ситуации. Здесь мне вспомнился один из моих знакомых, который по воле случая проработал два года в чисто женском коллективе, как один из сотрудников. Он не был начальником, у него не было никаких преимуществ по должности и зарплате, но что бы ни случилось, какая бы непредвиденная ситуация ни произошла в офисе, все женщины сразу поворачивали голову в его сторону и ждали, что он решит проблему просто потому, что он мужчина.

Если понаблюдать, как мужчины и женщины тренируются в тренажерном зале, то можно заметить различия в поведении. Мужчина, только изучив новое упражнение, уже хочет добавить больше веса и скорости, сделав его лишь дважды. Женщина сначала захочет понять, как выполнять упражнение, будет делать его медленно и следить, чтобы сделать всё правильно.

Один из неприятных моментов для мужчин это чувствовать сильные эмоции и не знать, что с ними делать. Мужчины испытывают различные эмоции, но часто их пугаются. И естественный переход от испуга — это гнев и желание скрыться от источника эмоций. Как часто вы искали понимания своих тонких внутренних переживаний у мужчин и как часто вы его находили? Уверена, многие женщины сейчас тяжело вздохнули. Иногда кажется, что мужчины просто эгоисты и в упор не видят женских переживаний.

Это история многому нас учит. В жизни я наблюдаю похожие ситуации, правда, не с таким трагическим концом. Женщина пытается достучаться до мужчины, он закрывается и становится словно глухим. Если женщина не остановится и не попытается найти другой подход, она рискует «застрять в каминной трубе».

Есть вещи, которые наше рациональное мышление не может изменить, какие бы доводы «за и против» оно не находило. Это как выйти утром в дождь. Что, по-вашему, тогда произойдет? Если у вас нет зонтика, вы промокните. Мы не любим ходить в мокрой одежде, но это неизбежно, потому что дождь – это вода. И если мы не хотим промокнуть, нам надо подготовиться к дождю, то есть взять с собой зонтик. То же самое и в общении с мужчиной, если вы будете не подготовленными, вы получите одни расстройства. Но если вы знаете, как обходится с природными стихиями мужской сущности, вы будете защищены.

Чтобы быть подготовленной, уже достаточно знать, что мужчина всегда хочет быть способным держать все под контролем. Быть мужчиной, который растерян и не понимает, что происходит, означает для него потерять часть мужской сущности. Мужчина не хочет так себя чувствовать.

Чтобы улучшить общение с мужчиной, покажите ему, что вы верите в его способность решать проблемы. Или хотя бы не старайтесь поколебать его веру в свои способности.

1. Мужчины хотят завоевывать, женщины хотят заботиться.
2. Мужчины хотят впечатлить и вызвать восхищение,женщины хотят, чтобы им сопереживали.
3. Мужчины ставят достижения наивысшим приоритетом, женщины — отношения.
4. Мужчины концентрируются на задаче и способны игнорировать не относящуюся к ней информацию. Женщине легче менять задачи, уделяя каждой определенное время.
5. Цель общения мужчины – передать информацию, женщины – устанавливать отношения.
6. Мужчина в своем сознании может разделять эмоции, отношения и информацию, в то время как женщина склонна соединять всё это вместе.

Последние исследования подтверждают, что поведение и стиль общения, присущие полу, формируются не только под влиянием наших инстинктов, но и воспитания. Поэтому, необходимо иметь в виду, что приведенные здесь различия в психологии мужчин и женщин являются обобщением и исключения из общих правил возможны. Но в большинстве случаев, вы удивитесь, насколько они верны.

Удачи вам и до скорых встреч на страницах Сампросветбюллетеня!

Источник:
Психология общения с мужчинами: памятка для женщин
Здравствуйте уважаемые читатели блога Сампросветбюллетень! «…психология общения с мужчинами для меня сводится к тому, что я перестала заморачиваться.
http://dating-zamuzh.ru/blog/psixologiya-muzhchin/psixologiya-obshheniya-s-muzhchinami.html

COMMENTS