Приятельство товарищество дружба любовь

Личные отношения: любовь, семья, дружба

Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:

· единении с другими людьми;

· самореализации и др.

Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.

Установлению личных отношений способствуют:

· сходство убеждений, интересов;

Формы личных отношений: любовь, семья, дружба, знакомство и пр.

Семья — первичная группа общества. Она основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических (правда, семья не всегда оформлена юридически) связях людей.

В семье человек обретает:

· чувство безопасности, комфортности, поддержки;

· условия для самосовершенствования;

· облегчение житейских забот;

· нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). Семейные отношения подразумевают:

· ответственность за членов своей семьи;

· самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи.

Семейные отношения регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д.

· межличностные отношения, имеющие нравственную ценность;

· отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер;

· основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений.

Дружеские отношения могут реализовываться в формах:

· комплиментарности (взаимодополняемости) и др.

Дружба как нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п.

Доминирующие в дружбе нравственные ценности: деятельная поддержка и взаимовыручка (более свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной.

· имеющие нравственную ценность;

· проявляются в основном в групповых отношениях;

· являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);

· основаны на равенстве и взаимном уважении;

· нивелируют различия социальные, экономические и др.;

· основаны на интересах общей деятельности.

Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба – это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется.

Источник:
Личные отношения: любовь, семья, дружба
Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в: · единении с другими людьми; · самореализации и др. Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга,
http://mydocx.ru/9-19186.html

Личные отношения: любовь, семья, дружба

2. Личные отношения: любовь, семья, дружба

Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:

• единении с другими людьми;

* самореализации и др.

Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.

Установлению личных отношений способствуют:

* сходство убеждений, интересов;

Формы личных отношений; любовь, семья, дружба, знакомство и пр.

Любовь — это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и в постоянных контактах с ним.

Любовь может иметь разную нравственную ценность в зависимости от объекта, на который она направлена. Можно выделить:

* любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к милосердию (возвышающая любовь);

* любовь к отечеству, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения);

* любовь к родителям, детям, женщине или мужчине (может быть составляющей смысла жизни человека);

— любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет).

Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство:

* основана на биологическом влечении, но не сводится к нему;

* утверждает другого человека как уникальное существо;

* означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность;

* открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные возможности).

Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее компонентами являются:

* забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.);

* ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполнение долга);

* уважение, отношение к объекту любви как к самоценной личности.

Семья — первичная группа общества. Она основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических (правда, семья не всегда оформлена юридически) связях людей.

В семье человек обретает:

* чувство безопасности, комфортности, поддержки;

* условия для самосовершенствования;

* облегчение житейских забот;

* нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). Семейные отношения подразумевают:

* ответственность за членов своей семьи;

* самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи.

Семейные отношения регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д.

* межличностные отношения, имеющие нравственную ценность;

* отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер;

* основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений;

Дружеские отношения могут реализовываться в формах:

* комплиментарности (взаимодополняемости) и др.

Дружба как нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п.

Доминирующие в дружбе нравственные ценности: деятельная поддержка и взаимовыручка (более свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной.

* имеющие нравственную ценность;

* проявляются в основном в групповых отношениях;

* являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);

* основаны на равенстве и взаимном уважении;

* нивелируют различия социальные, экономические и др.;

· основаны на интересах общей деятельности.

* не имеют высокой нравственной ценности;

* являются устойчивыми отношениями;

* подразумевают комфортность общения;

* не включают полное взаимопонимание, доверительность и взаимовыручку;

* не предполагают дополнительных обязательств, кроме обычных норм.

Знакомство — это взаимная симпатия, возникшая на основе поверхностного восприятия друг друга. Отношения знакомства не имеют нравственной ценности и не накладывают дополнительных нравственных обязательств.

3. Удовольствие — Польза

Удовольствие, польза — положительные ценности, отвечающие потребностям, интересам человека в его эмпирическом существовании.

Удовольствие (наслаждение) — чувство, которое сопровождает удовлетворение потребности человека. Оно ведет к угасанию физического и психического напряжения, с одной стороны, и стимулирует активность человека, его стремления, жизненные функции организма — с другой Удовольствие означает индивидуально значимую самореализацию (творческую и др.).

* представлять для человека ценность;

* определять мотивы деятельности человека;

* определять иерархию ценностей и образ жизни человека;

* являться для человека смыслом жизни

Ограничение естественной установки на удовольствие происходит в процессе социализации человека, который вынужден:

* подчиняться господствующим в обществе нормам морали;

* ограничивать, контролировать свое стремление к удовольствию;

* ориентироваться на подобные стремления других людей.

Принцип ориентации на удовольствие лежит в основе личной независимости. В стремлении к удовольствию человек противостоит общественным нормам морали, проявляет индивидуальную волю.

В случае, если удовольствие является целью, все остальное человек воспринимает как средства ее достижения.

Можно выделить три философских подхода к оценке категории удовольствия:

• этический гедонизм (киренаики и пр.): наслаждение (удовольствие) может быть универсальным моральным принципом (человек ориентируется не на добро, а на достижение удовольствия);

• универсалисты (Кант и др.) — религиозные мыслители — утверждали, что наслаждение не может быть универсальным моральным принципом;

• эвдемонисты (Эпикур и др.) и утилитаристы отвергали безусловное чувственных удовольствий. Они считали, что подлинными, способными выступить в качестве универсального морального принципа являются только возвышенные наслаждения.

Концепция гедонизма основана на представлении о том, что:

• целью деятельности человека, условием его счастья является достижение удовольствия (отсутствие страданий);

• удовольствие является естественным регулятором душевной деятельности человека;

• установка на достижение удовольствия является врожденной, естественной для человека.

Гедонизм в крайнем проявлении выражается в том, что человек:

* воспринимает других людей только как средство достижения удовольствия;

* может достигать счастья, удовольствия за счет других людей (даже ценой их несчастья, страданий);

* его стремление к наслаждению может вылиться в жестокость, садизм или психологическую жестокость, подавление личности другого,

* может рассматривать запреты и предписания морали как ограничение личной независимости и природы человека.

Стремление к наслаждению должно быть ограничено нравственностью. Стремясь к осуществлению своих желаний, человек должен уважать право других людей на реализацию своих желаний.

Человек может свободно и конструктивно выразить себя в творчестве которому свойственны переживания, схожие с наслаждением.

Польза. Полезным человек считает то, что:

• отвечает его интересам;

• гарантирует достижение поставленной цеди;

• позволяет достичь результатов, близких к поставленной цели (успех),

• позволяет достичь результатов с наименьшими затратами (эффективность).

Интересы человека выражаются в целях его деятельности. Полезно то, что способствует достижению целей.

В отличие от высших ценностей (добро, справедливость и др.) польза является относительной ценностью.

Понятие пользы, стремление к достижению пользы сами по себе морально нейтральны. Она может иметь как позитивные проявления (предприимчивость, инициативность), так и негативные (стяжательство, потребительство).

Польза, успех, эффективность отражают ценности, нормы, свойственные отношениям атомизированных, обособленных индивидов, использующих друг друга.

Прагматизм (принцип полезности) заключается в:

• стремлении человека к пользе, успеху, эффективности;

• ориентации на реальность, наличный порядок вещей;

• стремлении только к достижимым целям;

• программировании цели и действий по ее достижению;

• отсутствии ориентации на идеалы.

Полезность не может быть исключительным критерием поступков человека. Следование только принципу полезности может вылиться в меркантилизм, конформизм и столкновение интересов людей. Ориентация на полезность стала приоритетной в буржуазном обществе, в условиях разобщенности людей. Она закрепляет разобщенность, атомизацию людей, их интересов.

Приоритет группового (общего) интереса ценой ограничения частных, индивидуальных интересов может быть целесообразен только в условиях угрозы для общества (война и др.).

Согласно доктрине разумного эгоизма (мыслители Просвещения) общий интерес складывается из разнообразных частных интересов. Человек, стремясь к собственной пользе, способствует благу общества. (С развитием разделения труда и товарно-денежных отношений предпринимательская деятельность каждого человека может быть общественно полезной.)

Польза не должна заменять добродетель. Необходимо нравственное ограничение принципа полезности.

Совершенство можно понимать как:

* соответствие результатов деятельности и развития человека высшей цели, стандарту;

* упорядоченность, одухотворенность склонностей и стремлений человека;

* духовное возвышение личности,

Перфекционистские (ориентированные на совершенство) этические взгляды связывают совершенствование с идеалом и процессом его достижения, с умеренностью, духовным пониманием меры в потребностях, желаниях.

Обобщенные представления о самосовершенствовании. Оно заключается в:

* подчинении выбранной цели, исполнении долга;

* свободе духа (внутренней свободе);

* практической реализации идеала.

Аристотель утверждал, что совершенной является личность добродетельная и деятельная, которой свойственны самоограничение, подчинение своей деятельности разумной цели. Она ориентируется на высшее благо, идеал и его реализацию на практике.

И. Кант считал, что:

* совершенство заключается в нравственности;

* самосовершенствование — это развитие в качестве нравственного субъекта;

* главная задача жизни человека — исполнение долга в процессе совершенствования;

* совершенство не является долгом человека;

* нравственное совершенствование начинается с совершенствования природных или жизненных данных (физических, социальных и др.) в соответствии с требованиями долга.

В некоторых этических доктринах (стоицизм, буддийская этика и др.) совершенство понималось как самодостаточность, независимость человека от обстоятельств, страстей (внутренняя свобода). Отрешенность от мира и всего телесного достигается с помощью аскезы.

В христианской этике нравственное совершенство связано с:

• спасением души (цель жизни и деятельности человека), освобождением от власти страстей;

• практической деятельностью, преображающей мир согласно заповедям Божьим;

• деятельной любовью, во имя и в процессе которой происходит совершенствование

Для спасения души и совершенствования человеку необходимо, по словам B.C. Соловьева, иметь в себе Бога — относиться ко всему по-Божьи.

• ориентация человека на высшие ценности, идеал;

• сознательное стремление к совершенствованию, одухотворенности;

• противостояние природным, социальным, материальным и другим зависимостям, возвышение над обыденностью. (Возвышение над природным, обыденным, принимающее форму эскапизма (ухода от действительности), духовным не является.)

Духовное возвышение человека, его творческая реализация должны быть индивидуализированы, так как простое подражание к духовности не ведет.

Культура не во всех своих формах является духовной. Приобщение к массовой культуре, кичу не влечет одухотворения.

Важнейшей характеристикой духовности является свобода (независимость, воля). Одухотворенность, сила духа гарантируют внутреннюю свободу, духовное раскрепощение. Свобода должна быть конструктивной. Самовыражение личности в творчестве может быть духовным и свободным.

Этапы внутреннего нравственного опыта, которые необходимо пережить человеку для совершенствования:

• осмысление своего отношения к высшим ценностям и степени соответствия им, осознание своего несовершенства;

• смирение, отсутствие самодовольства, гордыни, попыток создать идеал самому;

• покаяние, осуждение своего несовершенства, сожаление о неблаговидных деяниях;

• решимость не совершать подобных поступков в будущем;

• постановка более высокой цели.

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

5. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.

Источник:
Личные отношения: любовь, семья, дружба
Читать тему online: Личные отношения: любовь, семья, дружба по предмету Этика. Размер: 25.81 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/94134/1

Любовь и дружба как категории ь как высшая ценность

Любовь и дружба как категории этики.Любовь как высшая ценность

Итак, любовь – это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение, и влечение, и относительно самостоятельное стремление, и потребность, и в этом качестве – высшая форма межличностного общения.

Дружба как высшая форма общения

Дружба признается величайшей социальной и нравственной ценностью большинством людей, считающих ее при этом ценностью очень редкой. Дружба — это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, нa единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.

Дружба — это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного резонанса друг с другом. Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью.

Основные критерии и свойства дружбы.

1) Близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.

2) Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы.

Характер наших личных взаимоотношении неодинаков: знакомство, приятельство, товарищество и дружба — имеют свои отличительные особенности, личностный смысл и нравственную ценность. Так, например, при отношениях, характеризуемых как «просто знакомые », взаимное расположение формируется по законам первого впечатления и под воздействием факторов привлекательности. Отношения «просто знакомы» не имеют определенного «знака» эмоций, т. е. знакомство может быть приятным или неприятным. Формы поддержания отношений в обоих случаях определяются нормами данной группы и не накладывают на человека дополнительных нравственных обязательств.

Дружба — понятие историческое. На различных этапах общественного развития оно приобретало новые качества и реализовывалось в различных формах (братство по оружию, отношения, основанные на общности духовных интересов, близость отношений и связей, обусловленных частыми деловыми контактами, эмоциональная привязанность и др.). Дружеские отношения могут быть основаны и на контактах в решении больших социальных задач (например, творческая и личностная дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева, К. Маркса и Ф. Энгельса и др.). В благоприятных социально-исторических условиях понятие дружбы может распространяться и на отношения целых народов. Нравственная ценность дружбы определяется целями и установками, лежащими в ее основе.

Товарищеское общение возникает в процессе деятельности, в то время как дружеское может происходить в любой, самой пассивной форме. Возникновение дружеской привязанности в наибольшей степени обусловлено сходством установок и интересов. С другой стороны, возникая в силу сходства или комплементарности (взаимодополнительности) людей, дружба, затем, выступает фактором, способствующим усилению этих свойств. Мы дружим с теми, кто во многих вопросах придерживается сходных позиций, но мы склонны искать сходные позиции в спорах с нашими друзьями потому, что они — наши друзья. Нравственная ценность дружбы для абсолютного большинства людей выше ценности личной позиции, или, во всяком случае, чтобы переступить через дружеские отношения во имя собственных принципов, всегда нужны дополнительные серьезные основания.

Нравственная ценность обязательности дружбы противоречива. Это противоречие проявляется и на уровне общественного сознания, и на уровне личностной позиции. С одной стороны, бросить друга, предать друга — зло, которое безусловно осуждается общественной моралью. Больше того, в мужском мире ценность дружбы выше ценности любви, и отказ от первой во имя второй ценится выше, чем противоположный акт. С другой стороны, безусловность дружеской поддержки подвергается постоянному давлению со стороны общества. Родители и учителя претендуют на право разрушать ценность подростковой дружбы во имя блага самих подростков.

Дружеские отношения отличаются интимной доверительностью. Дружба предполагает исповедь, совет, опеку. Друзья — люди, на которых мы не боимся сваливать свои проблемы. С другой стороны, обязанность друга — критиковать и высказывать нелицеприятные суждения, определяет высокую нормативность и этическую нагруженность дружеских отношений. Почему же люди предпочитают дружеские обязательства приятельскому комфорту? Потому, что взаимность поддержки и оценки обеспечивают в большей степени удовлетворение потребностей в безопасности, любви и самоуважении. Английский философ К. Льюис писал, что «дружба — это любовь богов потому, что в ней нет ничего биологического». Тем самым он подчеркивал, что в дружбе нет ничего, что заставляло бы нас дружить, кроме взаимной радости общения.

Источник:
Любовь и дружба как категории ь как высшая ценность
Любовь и дружба как категории этики.Любовь как высшая ценность Итак, любовь – это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение, и влечение, и относительно самостоятельное
http://lektsii.org/8-3328.html

Милосердие, любовь, семья, дружба

2. Личные отношения: любовь, семья, дружба

Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:

единении с другими людьми;

* самореализации и др.

Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.

Установлению личных отношений способствуют:

* сходство убеждений, интересов;

Формы личных отношений; любовь, семья, дружба, знакомство и пр.

Любовь — это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и в постоянных контактах с ним.

Любовь может иметь разную нравственную ценность в зависимости от объекта, на который она направлена. Можно выделить:

* любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к милосердию (возвышающая любовь);

* любовь к отечеству, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения);

* любовь к родителям, детям, женщине или мужчине (может быть составляющей смысла жизни человека);

любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет).

Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство:

* основана на биологическом влечении, но не сводится к нему;

* утверждает другого человека как уникальное существо;

* означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность;

* открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные возможности).

Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее компонентами являются:

* забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.);

* ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполнение долга);

* уважение, отношение к объекту любви как к самоценной личности.

Семья — первичная группа общества. Она основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических (правда, семья не всегда оформлена юридически) связях людей.

В семье человек обретает:

* чувство безопасности, комфортности, поддержки;

* условия для самосовершенствования;

* облегчение житейских забот;

* нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). Семейные отношения подразумевают:

* ответственность за членов своей семьи;

* самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи.

Семейные отношения регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д.

* межличностные отношения, имеющие нравственную ценность;

* отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер;

* основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений;

Дружеские отношения могут реализовываться в формах:

* комплиментарности (взаимодополняемости) и др.

Дружба как нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п.

Доминирующие в дружбе нравственные ценности: деятельная поддержка и взаимовыручка (более свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной.

* имеющие нравственную ценность;

* проявляются в основном в групповых отношениях;

* являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);

* основаны на равенстве и взаимном уважении;

* нивелируют различия социальные, экономические и др.;

  • основаны на интересах общей деятельности.

* не имеют высокой нравственной ценности;

* являются устойчивыми отношениями;

* подразумевают комфортность общения;

* не включают полное взаимопонимание, доверительность и взаимовыручку;

* не предполагают дополнительных обязательств, кроме обычных норм.

Знакомство — это взаимная симпатия, возникшая на основе поверхностного восприятия друг друга. Отношения знакомства не имеют нравственной ценности и не накладывают дополнительных нравственных обязательств.

3. Удовольствие — Польза

Удовольствие, польза — положительные ценности, отвечающие потребностям, интересам человека в его эмпирическом существовании.

Удовольствие (наслаждение) — чувство, которое сопровождает удовлетворение потребности человека. Оно ведет к угасанию физического и психического напряжения, с одной стороны, и стимулирует активность человека, его стремления, жизненные функции организма — с другой Удовольствие означает индивидуально значимую самореализацию (творческую и др.).

* представлять для человека ценность;

* определять мотивы деятельности человека;

* определять иерархию ценностей и образ жизни человека;

* являться для человека смыслом жизни

Ограничение естественной установки на удовольствие происходит в процессе социализации человека, который вынужден:

* подчиняться господствующим в обществе нормам морали;

* ограничивать, контролировать свое стремление к удовольствию;

* ориентироваться на подобные стремления других

Источник:
Милосердие, любовь, семья, дружба
  Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.:
http://www.studsell.com/view/82167/10000

Приятельство товарищество дружба любовь

Цели и задачи темы: раскрыть сущность товарищества и дружбы как форм нравственных отношений между людьми, человеческих потребностей и социальных ценностей, охарактеризовать нравственные основы отношений между людьми, показать особенности юношеской дружбы.

Основные понятия: товарищество, дружба.

Литература: Азбука нравственности/Сост. А. И. Алексеева. 2-е изд. М., 1977; Кон И. С. Дружба. М., 1980; Марксистская этика/Общ. ред. А. И. Титаренко. 2-е изд. М., 1980; Жуховицкий Л. А. Счастливыми не рождаются. М., 1983.

Планируя данное занятие, учитель должен учесть следующее. Если в классе ранее читался факультативный курс «Этика» или в процессе внеурочной работы проводились систематические беседы, где обстоятельно рассматривались вопросы товарищества и дружбы, то настоящую тему можно объединить со следующей — «Любовь как высшее человеческое чувство», рассмотрев ее как особый вопрос. При этом большое внимание следует обратить на взаимосвязь товарищества и дружбы, на то, что дружба — высшая степень товарищества, школа общения, самовоспитания и любви.

Основные вопросы темы и их краткое содержание

Гордое слово — «товарищ»!

Из материалов предыдущих уроков учащиеся знакомы с двумя группами человеческих отношений (официальными и личными), а из повседневной жизни им известны основные нормы личных отношений. Поэтому, чтобы активизировать их знания и опыт, чтобы показать различные мнения по изучаемым вопросам и что они не так уж просты, можно провести короткую беседу, попросив учащихся ответить на вопрос: «Какова разница между приятельскими, товарищескими и дружескими отношениями?» Естественно, что учащиеся выскажут разные мнения, которые учитель непременно учитывает при изложении материала. При раскрытии вопроса особое внимание следует обратить на историческое развитие отношений товарищества.

Слово «товарищ» этимологически происходит от слова «товар». Исторически его значение восходит к словам «имущество», «скот», «товар» и означало «розня во всем; односум; помощник; сотрудник; соучастник» * . Очевидно, что возникло слово в среде купечества между владельцами совместного имущества. Сейчас это слово наполнилось новым, более глубоким содержанием.

* (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980, т. IV, с. 409; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, М., 1973, т. IV, с. 68.)

«Товарищ!» Такое обращение одного человека к другому уже давно стало этической нормой взаимоотношений советских людей. В нашей стране очень широко развиты товарищеские отношения. Они вносят теплоту, пронизывают добрым светом всю жизнь нашего общества.

Чем же примечательны эти отношения? В основе их лежит взаимный интерес к совместной деятельности, взаимопомощь в общем деле на основе единства целей, сходства жизненных взглядов, например отношения между учащимися сплоченного школьного класса, между членами рабочей бригады, между сотрудниками какого-либо учреждения.

Товарищество отражает потребность человека в общении, потребность совместно выполнять общее дело. И как свидетельствуют памятники старины и летописи, чувство товарищества зародилось у человека в глубокой древности. Видимо, не будет ошибкой утверждать: вместе с рождением и развитием человека возникало, развивалось и крепло это чувство. Возникнув в силу практической необходимости, чувство это постепенно превратилось в одну из благородных потребностей человека и непреходящих социальных ценностей общества. Именно товарищеские отношения помогали людям объединяться, побеждать, развивать культуру, и, как уже говорилось, содержание понятия «товарищество» не всегда имело нынешнее значение, менялось. «Товарищество» нередко воспринималось как братство. Слово «товарищ» было синонимом братства революционно настроенных рабочих, означало их единство в борьбе с угнетателями.

«Товарищи по борьбе», «товарищи по партии», «товарищество мастеровых», «товарищество художников» — в каждое из этих понятий вкладываются различные смысловые оттенки. И все же есть то общее, что объединяет эти понятия,- взаимопомощь в общем деле, сходные условия жизни. В капиталистических странах и сейчас довольно редко можно услышать это слово. Оно чаще всего обозначает принадлежность людей к одной партии.

Конечно, теснота связи между товарищами, их взаимная заинтересованность различны. Особенно высоко ценится войсковое товарищество. Именно о нем Н. В. Гоголь писал: «Нет уз святее товарищества!» И это понятно. Настоящих боевых товарищей объединяет неукротимое стремление победить, самоотверженность, преданность, высокое чувство долга и ответственности, взаимовыручка, готовность к самопожертвованию во имя победы и товарищей по оружию. В боевой обстановке от уровня развития товарищеских отношений в немалой степени зависит и успех боя и жизнь товарищей.

Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг., когда шло суровое испытание всех моральных качеств советских людей, вписала в историю тысячи подвигов, которые стали возможны благодаря высокому развитию товарищеских отношений между бойцами.

Учителю здесь уместно привести конкретные примеры. Так, известному разведчику, Герою Советского Союза Николаю Ивановичу Кузнецову «было в высшей степени присуще святое чувство боевого товарищества». Об этом интересно рассказано в статье «Он просто не мог иначе. » («Комсомольская правда» от 25 июля 1981 г.). Можно подобрать и другие яркие примеры.

В нашей стране каждый здоровый коллектив характеризуется тесными узами товарищества. Они наполняют особым жизнерадостным смыслом жизнь советского общества. И это закономерно. «В развитом социалистическом обществе моральное понятие товарищества приобретает особое значение: если раньше товарищеские отношения охватывали, как правило, сравнительно небольшой круг людей, поддерживающих личные контакты, то сейчас мы говорим о товарищеских отношениях между всеми членами нашего общества. Все мы — товарищи, связанные единым, общим делом, единой благородной целью — созданием самого гуманного и справедливого общества на земле. Эти отношения тесно связаны с развитием и утверждением принципа социалистического коллективизма» * .

* (Добрынина В. И., Смоленцев Ю. М. Беседы по марксистско-ленинской этике. М., 1980, с. 170.)

Большую роль играют товарищеские отношения и в жизни юношества. От развития товарищеских отношений, например, в классе, в пионерском отряде, в комсомольской организации в немалой степени зависят учебные успехи, характер общественной жизни, настроение, стремления и даже направленность личной жизни.

Товарищество не возникает стихийно. Этим отношениям тоже нужно учиться. И здесь незаменимой школой является детский коллектив, комсомольская организация, пионерский отряд, хорошая семья.

Товарищество развивается там, где есть интерес друг к другу, где радости и заботы одного воспринимаются всеми заинтересованно. В товарищеской обстановке и малопривлекательная работа не в тягость. Товарищество сильно желанием и умением увидеть и подчеркнуть в человеке все ценное, доброе, хорошее. Оно отличается постоянством и привязанностью и налагает на людей ряд важных обязанностей: требует принципиальности, непреклонной честности, внимания к другим, взаимопомощи, нетерпимого отношения к недостаткам (своим и товарищей), нравственным порокам. Важнейшее требование товарищества — не ущемлять интересы друг друга, но и не покрывать при этом недостатки, быть критичным и самокритичным.

Следует отметить и основные мотивы товарищеской критики: забота о человеке, уважение к нему, желание помочь ему, подсказать верный выход из создавшегося положения, указать путь исправления недостатков.

Если критика продиктована такими мотивами, если человек ощущает расположенность к себе коллектива, который не может мириться с недостатками своего товарища, тогда она не вызывает острой обиды и воспринимается как программа работы над собой. Такие отношения укрепляют коллектив. Основной смысл товарищества — во взаимопомощи. Товарищество — благородное чувство, большая ценность. Оно -надежный фундамент для подлинной дружбы.

Основы настоящей дружбы

При раскрытии этого вопроса следует особо подчеркнуть сущность дружбы. Ее основой является общность целей и интересов, взаимная привлекательность, доверие и преданность, прочность и длительность межличностных связей.

«Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг»,- утверждал Шота Руставели еще в XII в. Но и сейчас эти слова не потеряли свою значимость. Вряд ли есть человек, который бы не задумывался над сущностью дружбы, не хотел иметь друга или быть другом. Потребность иметь настоящего друга особенно остро дает о себе знать в ранней юности. Если подросток ищет скорее свою группу, то юноша стремится уже к индивидуальной дружбе.

Здесь учитель может поставить вопрос: что же такое истинная дружба? Обобщая ответы учащихся, учителю целесообразно привести несколько определений, характеризующих основные аспекты понятия «дружба». В Большой советской энциклопедии (М., 1972, т. 8, с. 1518) дружба определяется как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. Почти вторят этому специалисты по этике: «Дружба — это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов, интересов и целей — и выдержавшая проверку временем». Психологи отмечают как важнейший признак дружбы прочную и глубокую эмоциональную привязанность.

Во все времена дружба в целом считалась высшей нравственной ценностью. Однако в различных исторических условиях ее нравственные основы, ее общественная значимость, возможности для ее развития были разными.

В любом классовом антагонистическом обществе существует немало ограничений для развития дружбы. Например, человек, живший в эпоху рабовладения, вряд ли допускал мысль о дружбе между свободными и рабами.

Социализм, ликвидировав частную собственность и отношения господства и подчинения, создал благоприятные условия для развития дружбы. Ведь существовавшие ранее неравенство, враждебность между людьми были заслоном для возникновения дружбы, подрывали ее основы.

В развитом социалистическом обществе создается все больше условий для развития дружеских отношений. Но это не означает, что в нашей стране дружба может возникать между любыми людьми, что каждый человек может быть другом.

* (См.: Добрынина В. И., Смоленцев Ю. М. Беседы по марксистско-ленинской этике. М., 1980, с. 171.)

И еще вопрос учащимся: какие человеческие пороки особо несовместимы с дружбой? Вместе с пороками учащиеся могут назвать и недостатки — вспыльчивость, слабоволие, забывчивость, медлительность, нерешительность и др. Тут следует подчеркнуть, что эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь человеку избавиться от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный. Еще древнеримский оратор и философ Цицерон заметил, что «дружба возможна только между честными людьми. » * . Персидский поэт Саади утверждал:

* (Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975, с. 85.)

А великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал: «Настоящая дружба правдива и отважна». Учителю здесь уместно спросить: зачем дружбе нужна отвага? Учащиеся могут ответить: чтобы достичь намеченной цели, чтобы преодолеть встречающиеся на пути дружбы трудности, испытания. Это верно. Чрезвычайно важен и еще один аспект дружбы. Французский писатель-моралист, автор сборника афоризмов «Максимы» Франсуа Ларошфуко заметил: «Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные».

Нельзя, разумеется, считать равноценным любой вид дружбы, любые ее положительные мотивы. «При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется прежде всего социально-нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых зиждется их союз» * . Здесь следует напомнить учащимся о великой дружбе К. Маркса и Ф. Энгельса, прошедшей через всю их жизнь и озаренной идеалами борьбы за освобождение рабочего класса.

* (Кон И. С. Дружба. М., 1980, с. 252.)

Дружба несет в себе огромную моральную и воспитательную силу. Она делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее, гуманнее. Дружба воодушевляет, окрыляет человека. Жизнь преподносит немало свидетельств того, что многие серьезные неудачи и даже трагедии случались с людьми потому, что в трудный момент рядом не было истинного друга, способного оказать необходимую помощь. Но еще больше ярких примеров того, что благодаря дружескому союзу людей были сделаны удивительные открытия, одержаны великие победы.

Дружба помогает преодолеть невзгоды, трудности, преграды. Если основой дружбы являются совпадающие серьезные жизненные цели, значительные прогрессивные идеи, то она нередко продолжается многие и многие годы. Удивительная дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева продолжалась всю жизнь. А. И. Герцен писал: «. на Воробьевых горах, пред лицом целой Москвы мы обнялись, дали друг другу руки идти по жизни вместе, и ничто не разымет наших рук. Мы воспитали друг друга. Это первое чувство мое — Дружба. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль, как из океана» * . Верность друг другу укреплялась верностью той благородной идее, которой они посвятили свою жизнь.

* (Цит. по кн.: В мире мудрых мыслей. М., 1962, с. 87.)

Поразительной была сила дружбы К. Маркса и Ф. Энгельса. Без преувеличения можно сказать, что она продолжалась и после смерти К. Маркса: верность дружбы помогла Ф. Энгельсу завершить и издать произведения своего друга, руководить международным революционным движением. В. И. Ленин так характеризует дружбу этих великих людей: «Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» * .

* (Ленин В. И. Фридрих Энгельс. — Полн. собр. соч., т. 2, с. 12.)

Но если друзей не объединяют общественно значимые цели и интересы, если нет единства во взглядах и убеждениях, то даже при наличии взаимной личной симпатии такая дружба при первых же серьезных жизненных испытаниях может разрушиться, как карточный домик.

В подтверждение этого учителю уместно прочитать отрывок из «Молодой гвардии» А. Фадеева (Собр. соч., т. 2, с. 41 — 42), где с большой достоверностью показано, как при первом же серьезном испытании рухнула дружба между Ульяной Громовой и Валей Филатовой потому, что они оказались очень разными людьми. Трогательно было их расставание. «Какое-то предчувствие говорило им, что то, что происходит между ними, происходит в последний раз. Они не только чувствовали, они знали, что они в каком-то особенном душевном смысле прощаются навсегда». При возможности здесь целесообразно провести краткую дискуссию, поставив перед учащимися вопросы: в чем была основная слабость этой дружбы? При каких условиях судьба этой дружбы была бы иной? Обобщая мнения учащихся, учитель особо обращает внимание на возможность возникновения серьезных противоречий между друзьями, на необходимость их морального регулирования.

Дружба объединяет людей, имеющих индивидуальные особенности, различные способности и опыт, своеобразные темпераменты. В ней могут возникать противоречия, сомнения, столкновения. Чтобы не нанести урон дружбе, не ослабить ее, необходимо своевременно и правильно регулировать взаимоотношения между друзьями.

«Важнейшими нормами, регулирующими отношения дружбы, являются:

— взаимная требовательность друг к другу, нетерпимость к недостаткам и содействие их исправлению;

— честность, искренность и взаимное доверие, глубокий (взаимный) интерес к заботам и делам друга;

— взаимная поддержка и помощь в решении трудных жизненных проблем;

— преданность и верность дружбе, бескорыстие, готовность взять на себя любую тяжесть забот, если они окажутся не под силу другу» * .

* (Чернокозова В. И., Чернокоэов И. И. Основы коммунистической морали. М., 1976, с. 126.)

Естественно, что друзья должны быть готовы выполнять эти нормы, должны уметь делать это деликатно, уважительно. Основа таких отношений — постоянное стремление помочь другу стать умнее, культурнее, сильнее, помочь преодолеть недостатки.

Если отношения между людьми не основываются на этих положениях, то их нельзя считать дружескими. Оправдание недостатков близкого человека, нетребовательность к нему, восхваление мнимых заслуг — признаки лжедружбы. Недаром народная мудрость гласит: «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Недруг поддакивает, друг спорит». Лжедружба не приносит настоящей пользы ни личности, ни обществу. Правда, иногда она создает иллюзию взаимной выгоды. Но такая выгода носит временный, спекулятивный характер и в конечном счете приносит вред.

Примечательно, что настоящая дружба строго избирательна. Испытанных друзей у человека немного. К. Маркс писал: «. Я вступаю в дружбу с очень немногими, но зато дорожу ею» * .

* (Маркс К. Письмо Ф. Фрейлиграту. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 60, с. 398-399.)

Естественно, что дружба возникает не случайно и развивается по своим законам. Все это ярко проявляется в юношеском возрасте.

Поиск друга — самая примечательная черта юности, этой золотой поры великих надежд. В ранней юности обостряется потребность утвердить себя, быть самостоятельным, глубже познать себя, других людей, определить свое будущее, испытать свои силы и чувства. Поэтому особо важной для юности становится дружба. Она — незаменимая школа обмена мнениями, обсуждения смысла жизни и планов на будущее, выработки взглядов и убеждений. При этом ценится не только то, что дружба дает человеку какие- то преимущества и права, но и то, что она налагает на него серьезные обязанности. И воспринимается это с гордостью, как возможность утвердить и испытать себя.

«Дружба важна для старшеклассников постольку, поскольку в общении с друзьями они встречают поощрение самостоятельности и взрослости. Именно в общении с друзьями можно утвердить свое открытие мира и находить поддержку своим настроениям, чувствам и переживаниям» * .

* (Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. 2-е изд. М., 1981, с. 50.)

С кем стремятся дружить старшеклассники? Нередко они тянутся к старшим, особенно тогда, когда видят во взрослом свой идеал. Ведь потребность в Учителе не ослабевает, а обостряется у старшеклассников. Свойственно это не только юношам, но и девушкам. И все же среди друзей у них преобладают сверстники. Многие старшеклассники считают, что сверстники понимают их лучше, чем родители и другие старшие. Это происходит потому, утверждают психологи, что юноши часто ищут в друге свое подобие, второе «я». Это является одной из важных сторон дружбы этой поры.

В ранней юности друзей выбирают чаще всего среди ровесников своего пола. Но совершенно естественно появляется потребность в более интимной дружбе, возникает увлеченность лицом другого пола. Дружба в пору ранней юности между мальчиком и девочкой существенно отличается от однополой дружбы. Нередко она является своеобразной основой зарождающейся любви. Поэтому об особенностях такой дружбы мы вспомним, когда будем говорить о самом благородном и высоком человеческом чувстве — любви.

Итак, мы убедились, что дружба — большая ценность. Она возвышает человека, помогает ему стать сильнее, благороднее, богаче душой и сердцем. Конечно, мы рассмотрели идеальный образ дружбы. Он отличается от реальных дружеских отношений. В жизни не все так гладко. За идеалы дружбы нередко приходится вступать в борьбу с примитивными представлениями о ней. И надо помнить: в дружбе воплощаются выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения.

Домашнее задание. Материалы для размышлений

1. Определите, в чем сходство и различие между дружбой и любовью. Выскажите свое мнение на следующем уроке. (Учитель может сравнить мнения ребят с соответствующим материалом книги А. Г. Хрипковой и Д. В. Колесова «Мальчик — подросток — юноша». М., 1982, с. 40-41.)

2. Задумайтесь над следующими высказываниями о дружбе:

«Друг всем — ничей друг» (Аристотель).

«Вероломный друг — самый опасный враг» (Г. Филдинг).

«Притворный друг гораздо хуже злейшего врага» (Публилий Сир).

«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л. Н. Толстой).

«Так как друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом» (Авиценна).

«Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти» (В. О. Ключевский).

«Друзей то и дело менять не годится» (Гесиод).

«. Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже» (Сократ).

«Тот человек, у -которого испытанные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав» (Демокрит).

«Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого — необходимо» (В. Г. Белинский).

«Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим» (Демокрит).

3. Если имеется возможность, в дополнение к уроку можно провести (вместе с классным руководителем) классный час на тему «Кодекс дружбы».

Предварительно ребятам дается задание — по высказываниям великих людей о дружбе составить кодекс чести друзей. На классном часе из всех предложенных кодексов составляется один коллективный.

«. Первое условие для сближения — искренность» (М. Пришвин).

«Истинные друзья. ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут» (В. Белинский).

«Друг должен принимать на себя часть огорчений друга» (Эразм Роттердамский).

«Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается» (Ж. Ренар).

«Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания» (Цицерон).

«Настоящая дружба правдива и отважна» (Ф. Шиллер).

«Истинной дружбе присуще давать советы и выслушивать их» (Цицерон).

«Дружба — это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро» (В. А. Сухомлинский).

Источник:
Приятельство товарищество дружба любовь
Цели и задачи темы : раскрыть сущность товарищества и дружбы как форм нравственных отношений между людьми, человеческих потребностей и социальных ценностей, охарактеризовать нравственные
http://heshe.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st011.shtml

Приятельство товарищество дружба любовь

Не всегда дружба возникает между схожими чертами характера. Это может происходить потому, что человек ищет и находит другое то, чего не достает ему самому. В этой дружбе люди как бы дополняют друг друга, и им бесконечно интересно быть вместе.

От приятельских и товарищеских отношений следует отличать отношения, основанные на так называемом «стадном чувстве», которое заставляет человека делать то, что он считает неправильным и даже вредным. И делает это он только потому, что так поступают все. Так многие «за компанию» начинают курить, пить алкогольные напитки и даже употреблять наркотики, то есть приобретают вредные и опасные для жизни привычки.
Стадное чувство – своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденностью, нетерпимостью, часто – жестокостью и другими отрицательными эмоциями. В «стадном чувстве»человек легко подвержен эмоциональному заражению.
«Стадное чувство» основано на том, что все должны всё делать одинаково, не считаясь с взглядами, интересами, привычками каждого[2.с.117-126].

Привязанность — чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности кому- или чему-либо(Википедия).
Привязанность — это тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения.
Привязанность – это устойчивый стиль мышления, чувства и поведения в ситуации межличностного взаимодействия. Различают привязанности маленьких детей и «взрослые» привязанности со свойственными ими стилями.
«Взрослые привязанности разделяют на:
* стиль избегания (неуверенный) – стремление избегать взаимодействие и близости;
* уверенный стиль – стремление к взаимодействию и близости;
* противоречивый стиль (сопротивляющийся) – взаимодействия и близости»[В.А.Жмуров, с.474].

Литература:
1. Лафренье Питер. Эмоциональное развитие детей и подростков.-СПб.:ЕВРОЗНАК,2004.
2. Психология. 4 класс. А.Д.Андрева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.
3. Литература:
1. Фопель. К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность. М.:Генезис, 2008.
4. Д. Шэффер. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003

Источник:
Приятельство товарищество дружба любовь
поэзия, проза, аудио, видео, ликбез, галерея, литературный форум, патриотический портал
http://stihiya.org/work_39744.html

COMMENTS