Приятельское общение это

Глава 2

Супружеские отношения возникают в результате официального оформления любовных отношений. Под супружеством как формой межличностных отношений понимают совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами. С точки зрения общества функция супружества заключается в обеспечении общественного контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. Для человека брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Эти потребности могут быть удовлетворены и вне брака, но супружество организует, стабилизирует, социально санкционирует их удовлетворение.

Полифункциональность супружеских отношений требует всестороннего включения личности, создает предпосылки для высокой избирательности при выборе партнера, придает супружеским отношениям исключительную глубину и интимность. Для современного супружества наиболее важно удовлетворение психологических потребностей партнеров: потребность в привязанности, любви, поддержке, эмоционально-сексуальном общении. Наиболее прочными и счастливыми оказываются те браки, в которых партнеров связывают отношения любви и дружбы.

Особое значение для семейного согласия, гармонии отношений имеет супружеская совместимость. Совместимость – такой эффект общения людей, который характеризуется максимально возможной удовлетворенностью отношениями, ощущением единства, целостности пар (что выражается в ощущении сходства, подобия, одинаковости). Для супругов общение является не только средством решения семейно бытовых вопросов, но и самоцелью – как «общение ради общения».

Родственные отношения основаны на общности происхождения, связи по рождению. Число лиц, включенных в родственные отношения, зависит от многих факторов: фактическое число родственников, близость проживания, культурные традиции.

Человек не может по собственной воли выбирать лиц в отношении родства, и поэтому в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств, родственные отношения могут проявляться в форме приятельских, дружеских, товарищеских отношений. В то же время, все родственные отношения имеют одинаковую основу и единую функцию – забота о поддержании физического и социального благополучия членов родственной группы.

В исследованиях антропологов прослеживается представление о роде как о социальной общности, выполняющей задачи поддержания, выживания и процветания членов рода. Видимо, эта функция характерна и для современных отношений родства, хотя и в более замаскированном виде.

К родственным отношениям относятся детско-родительские отношения. Именно эти отношения во многом определяют то, как на протяжении всей будущей жизни человека будут складываться у него все другие виды межличностных отношений. Взаимоотношениям родителей и детей посвящено очень много работ психологов и педагогов.

Источник:
Глава 2
Супружеские отношения возникают в результате официального оформления любовных отношений. Под супружеством как формой межличностных отношений понимают совокупность социально регламентированных
http://studfiles.net/preview/2646685/page:2/

Два аспекта культуры общения

В культуре общения есть два взаимосвязанных аспекта: внешний, ритуальный, «этикетный», и внутренний, социально-психологический.

Первый аспект – это то, что называют «внешней культурой». Он выражается в выполнении общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать. Но «этикетный» аспект культуры общения представляет собою лишь ее поверхностный слой. Ритуалы и правила – это формы, призванные обеспечить «нормальные» отношения между вступающими в общение людьми. Характер этих отношений образует второй слой культуры общения — ее социально-психологический аспект. Его обычно имеют в виду, когда говорят о «внутренней культуре» человека.

Существуют некоторые общие нормы человеческих отношений, сложившиеся исторически и ставшие общепринятыми в современном обществе. Они не всегда и не всеми выполняются, но поведение в соответствии с ними заслуживает общественное одобрение и ожидается от людей. К основным нормам «внутренней культуры» относятся следующие требования:

1) Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе («Золотое правило нравственности»).

2) Выполняй свои обещания, договоренности и обязательства.

3) Будь доброжелателен, старайся по возможности делать людям добро, выполнять их просьбы.

Культурный человек строит общение по сценариям, предполагающим единство и согласованность внешней и внутренней культуры. Когда «внутренняя культура» не находит выражения во «внешней культуре», человек может совершать поступки, ставящие его в неловкое положение, заставляющие считать его «невоспитанным», ведущим себя «неприлично». Это нередко бывает с людьми, выросшими в одной культурной среде и попавшими в иную. Еще хуже, когда человек демонстрирует «внешнюю культуру», ведет себя так, как того требует этикет, но при этом не обладает «внутренней культурой». Проявления во вполне вежливой форме хамского пренебрежения к нуждам людей; общение исключительно по принципу выгоды для себя под прикрытием «хороших манер»; замаскированные внешней любезностью манипуляции для достижения корыстных целей — все это «цивилизованное бескультурье» в общении.

Виды общения

Общение людей происходит в различных формах.

В социальной психологии принято различать формальное (анонимное, функциональное) и неформальное (приятельское, интимное) общение (см. рис. 10.2).

Рис. 10.2

Эта классификация в значительной мере условна и неполна: она охватывает только живое межличностное общение. Однако ею удобно пользоваться для рассмотрения особенностей сценариев общения в различных ситуациях повседневной жизни.

1.Анонимное общение. Это кратковременный контакт между незнакомыми людьми, например на улице, в городском транспорте. Сценарии анонимного общения на улице требуют соблюдения правил движения: держаться правой стороны, уступать дорогу встречным, переходить улицу по сигналу светофора и т.д. Главное в анонимном общении – доброжелательное отношение к людям.

За границей, особенно в США, незнакомые люди при случайном контакте обычно улыбаются. Улыбка – знак доброжелательности Может быть, в этом повинны трудности нашей жизни, но у нас люди улыбаются друг другу гораздо реже. Даже общепринятой формы обращения к незнакомому человеку не сегодняшний день в России нет. В ходу и «товарищ», и обращение по половому признаку — «мужчина», «женщина», «девушка»; и «гражданин», и «дама» и «господин». Наверное, в будущем какая-то стандартная форма анонимного обращения установится, но сегодня единой культурной нормы на сей счет нет.

2.Функциональное общение имеет место тогда, когда люди вступают в контакт как исполнители определенных функций, связанных с их социальными ролями. В этом случае отношения между ними определяются правами и обязанностями, соответствующими их ролям.

Характер, процесс и результат функционального общения, вообще говоря, не должен зависеть от личностных особенностей общающихся. Функции, права, обязанности – это все «прикреплено» не к личности как таковой, а к социальной позиции, которую она занимает. Личности, занявшие некое служебное кресло, получают соответствующие функции, права и обязанности, а, уйдя с должности, утрачивают их. Функциональное общение по своей сути не требует личностной эмоциональной вовлеченности. Надо делать то, что положено, а не то, что хочется.

Более того, включение личностных эмоций может даже мешать выполнению ролевых функций. Чиновник в принципе должен быть в известном смысле «бездушным формалистом». Если он решает вопросы не на основе инструкций, а на основе собственных эмоций, симпатий или антипатий, то отсюда недалеко до полного произвола (кому хочу – иду навстречу, кому не хочу – отказываю) и использования служебного положения в своих корыстных интересах. Правда, люди – не роботы и освободиться от своих субъективных предпочтений и чувств не могут, а инструкции не могут всего предусмотреть. К тому же выполнение служебных задач никоим образом не освобождает чиновника от общих норм культуры, в том числе – от доброжелательности к людям.

Функциональное общение – типичная форма деловых отношений. Его цель состоит в обмене информацией, согласовании мнений, решении вопросов. Поэтому в сценариях функционального общения на первом месте стоят интересы дела, а не личности собеседников. Здесь неуместны попытки «лезть в душу» партнера или навязывать ему разговор о своих личных проблемах. Правда, в действительности работающие вместе люди часто сближаются, и тогда функциональное общение переходит в неформальное.

3. Приятельское общение – это неформальное общение достаточно хорошо знающих друг друга людей, которых связывают какие-то общие дела, интересы или просто желание сохранить сложившуюся в прошлом (например, в школе) связь. Приятельское общение может выражаться в очень разнообразных формах – от просто добрых отношений до отношений более тесных, построенных на общности духовного мира и глубокой взаимной симпатии. В последнем случае трудно определить грань между приятельством и дружбой.

В приятельских отношениях нередко присутствует меркантильный мотив — когда они поддерживаются в целях получения какой-то выгоды. Однако в этом случае общение мало чем отличается от функционального. Приятельские отношения тем прочнее, чем меньше они опираются на корыстные или престижные соображения и чем больше в них личностной духовной заинтересованности в общении.

Приятельское общение является неформальным, поскольку сценарии его не требуют обязательного соблюдения принятых в обществе правил этикета. Нарушение этикета – это знак близости. Но и в сценариях приятельского общения предполагается выполнение определенных норм поведения. Обычно в каждом кругу приятелей складываются свои обычаи, формы обращения друг к другу, способы проведения досуга,

4. Интимное общение. Основой этого общения являются личностная эмоциональная заинтересованность друг в друге и глубокая душевная близость. На интимное общение разрушительно действуют меркантильные или престижные мотивы, отсутствие взаимной эмоциональной заинтересованности или духовной общности. В таких случаях рано или поздно общение оскудевает и прекращается или же поддерживается лишь привычкой.

Интимное общение еще меньше, чем приятельское, регламентировано какими-либо формальными правилами поведения. Однако это не значит, что его сценарии складываются независимо от культурных установок. Общие нормы культуры общения действуют и здесь. Особую важность приобретают нравственные качества партнеров, умение их слушать друг друга, понимать мысли и чувства другого, прощать ему случайные промахи и ошибки, преодолевать разногласия.

Основные типы отношений, с которыми связано интимное общение, — это дружба и любовь.

Дружба

Во все времена и во всех культурах дружба почиталась как величайшая ценность. Однако сценарии дружеских отношений исторически менялись. В первобытных общинах существовала ритуальная дружба, символически приравниваемая к родству. В Древней Греции дружба противопоставляется родственным отношениям и строится на свободном выборе друзей в ходе совместной деятельности. В Средние века дружеские связи устанавливаются, за редким исключением, между людьми, занимающими одну и ту же ступень социальной иерархии. Гуманисты эпохи Возрождения воспевают духовную дружбу, основанную на интеллектуальном общении.

В век Просвещения на первый план выдвигается нравственная сторона дружеских отношений. В общественное сознание проникает мысль, что дружба может связывать людей из разных слоев общества, что дружеские чувства важнее происхождения и социального ранга. В литературе воспевается идеал романтической дружбы, в которой друзья готовы друг ради друга выдержать любые испытания, вплоть до смерти.

В современную эпоху дружба остается социальной и нравственной ценностью, но отношения, которые именуют «дружескими», имеют множество градаций и оттенков. В юношеском возрасте требования, которым должна удовлетворять истинная дружба, очень высоки. У людей более старших дружба, как правило, утрачивает романтической ореол; жизненные заботы, работа, семейные дела оставляют меньше времени для дружеского общения. Но если горячая юношеская дружба, кажущаяся друзьям вечной, нередко впоследствии полностью остывает, то в зрелом возрасте проверенная временем, многолетняя дружба оказывается гораздо прочнее.

Роль друга в сценариях дружеских отношений понимается по-разному в зависимости от национальных традиций. Вместе с тем опросы мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет, которые провели психологи М.Аргайли М.Хендерсонв Англии, Италии, Японии, Гонконге, показали, что некоторые неписаные правила дружбы одинаково признаются в разных странах. Предполагается, что в друге всегда можно быть уверенным и доверять ему, что друзья должны делиться новостями о своих успехах, оказывать эмоциональную поддержку друг другу, добровольно помогать в случае нужды, стараться, чтобы другу было приятно в их обществе, защищать друга в его отсутствии.

Любовь

Любовь (имеется в виду половая любовь[107]) при всей своей исключительности и неповторимости подчиняется, так же как и дружба, существующим в культуре сценариям.

Даже сексуальное влечение – биологическая почва, на которой растет цветок любви, — принимает культурно обусловленные формы. На заре человеческой истории допускался промискуитет – беспорядочные половые сношения. Появление половых табу было первым наложением культурного начала на сексуальный инстинкт. Оно означало ограничение сексуальных отношений зарождающимися социальными отношениями, нравственными нормами. Возникновение парной семьи еще более ограничило удовлетворение сексуальных потребностей социально-культурными рамками. Современная цивилизация проникает даже в саму биологическую природу секса и деторождения, вводя в норму применение противозачаточных средств.

В разных культурах складываются различные формы эротики и сексуальных действий. Культура оформляет и нормирует физиологию любовных отношений, точно так же, как она это делает по отношению к другим физиологическим отправлениям человека (например, процессу еды). Что же касается духовно-психологического содержания любви, то оно полностью формируется в ходе культурно-исторического развития человечества.

Половые табу в первобытном обществе стали предпосылкой возникновения избирательности – первой нормы индивидуальной любви как формы человеческих (а не чисто животных) отношений. В античной литературе любовь описывается еще как чисто телесное влечение к определенному лицу. О духовном общении речь почти не идет. Платон считал духовную любовь между мужчиной и женщиной невозможной. Соединение телесного и духового общения могло случаться только в гомосексуальной любви, которая была обычным явлением в Греции и Риме.

Христианство провозгласило духовную любовь божественным даром, основой и сущностью взаимоотношений между Богом и человеком, между людьми и народами, между человеком и миром. Духовная любовь стала рассматриваться в христианском учении как высшая ценность для всех людей. В любви между мужчиной и женщиной стала видеть лишь частное проявление любви как высшего блага, дара Божьего (и притом отнюдь не самое лучшее проявление, ибо в ней присутствует плотское начало, оскверняющее любовь как духовное отношение к Богу, миру и человеку).

Споры о том, что такое настоящая любовь и существует ли она вообще, начинает заново каждое поколение. В то же время реальная жизнь демонстрирует нам разнообразные образцы любовных отношений. Получая отражение в художественных и философских произведениях, такие образцы становятся примерами, в соответствии с которыми строятся сценарии поведения любящих. Культура облекает различные варианты любви в одежды ритуалов и ролевых норм, которые программируют как поведение участников любовного действа, так и реакцию общества на это поведение.

Сценарий рыцарской любви в Средневековье предполагал ее публичную демонстрацию: исполнение серенад под окном дамы сердца, посвящение ей побед на турнирах, — но более тесное духовное и физическое общение при этом было совсем не обязательным. А вставая на путь любовных приключений, описанных Боккаччов «Декамероне», можно было идти на любые хитрости ради физического обладания предметом страсти, но сам факт этого обладания надлежало держать в секрете. В протестантских общинах любовь, наоборот, не мыслилась иначе как в рамках брачных уз; в любовном общении ценились порядочность, верность супружескому долгу, забота о благополучии семьи.

Идеалы сентиментальной любви предполагают, что любящий будет восторгаться прелестью возлюбленной, а она будет вести себя робко и стыдливо, и вместе они будут вздыхать и лить слезы; в случае же безответной любви выходом может быть смерть. А сценарий романтической любви предписывает любящему обязанность боготворить возлюбленную и доказывать свое чувство подвигами; в случае же любовной неудачи – уход в гордое одиночество и тоже гибель, но где-нибудь в бою или в борьбе с дикой природой.

В литературе XVII-XVIII вв обрисовывались два основных вида любви, характерных для того времени: «Первый – это разумная, рассудочная любовь, в которой порядочный человек видел свой долг. Он вступал в брак, был защитником и кормильцем семьи, воспитателем собственных детей, опорой супруги и порядочным гражданином. Второй предполагал любовь как утеху, забаву, наслаждение с любовницей, легкомысленной, веселой, шаловливой и кокетливой. В первом случае любовь – будни, во втором – праздник; в первом – подвиг, во втором – грех. В реальной же действительности крайности сходились: конкретный человек мог иметь и пуританскую семью, и шаловливую кокетку-любовницу».[108]

Это, очевидно, взгляд с мужской точки зрения. Для женщины же, соответственно, сценарий первого вида любви предлагает роль добродетельной супруги верного и надежного спутника жизни, хозяйки, матери, а сценарий второго вида – наполненную удовольствиями жизнь любовницы, окруженной заботами внимательного, щедрого и галантного кавалера, который охотно выполняет любые ее прихоти (правда, здесь ролевые ожидания мужчины и женщины могут оказаться противоречащими друг другу).

Разнообразие существующих в действительности видов любви трудно подчинить какому-то единому идеалу. Во всяком случае, история свидетельствует, что за две тысячи лет после возникновения христианства практика любовных отношений явно не приблизилась к реализации христианского идеала любви.

С конца XIX в. «проблема пола» стала одной из модных тем, где развернулась критика «буржуазного лицемерия». З.Фрейдвыдвинул идею о том, что вся человеческая культура возникает как результат сублимации либидо, т.е. переноса сексуальной энергии в сферу творческой деятельности.

Стремление освободить любовь от культурных ограничений проявилось в так называемой «сексуальной революции» ХХ века. «Сексуальная революция» выразилась в «раскрепощении секса», поиске новых форм семьи и пр. Однако к концу века оказалось, что, хотя нормы гендерного поведения заметно изменились (половая мораль стала более либеральной, внебрачные связи – более распространенными, вопросы секса – более открытыми), опасения, что это приведет к разрушению идеалов любви и сведению ее к «голому сексу», были напрасными. Любовь не исчезла, но секс перестал быть чем-то оскверняющим ее. Социологические исследования показывают, что «сексуальная революция» не ослабила веру в существование «большой», «настоящей» любви.

Но что же представляет собою «настоящая», «большая», «идеальная» любовь? Всякий идеал есть нечто принципиально отличное от того, что существует в действительности. «Идеальная любовь» — это такая же воображаемая вещь, как «идеальная справедливость» или «идеальная красота». Во-первых, идеальную любовь можно представлять по-разному, поскольку идеал – продукт воображения; во-вторых, нельзя проверить, какое из представлений ней является истинным; в-третьих, каждый может следовать тому идеалу любви, который ему нравится.

Это, однако, не означает, что представления людей об идеальной любви строятся совершенно произвольно. Выбор идеала любви, в конечном счете, обусловлен тем полем выбора, который предоставлен личности культурой. В каждом типе культуры действуют свои представления о том, какие идеалы и сценарии являются предпочтительными, а какие — недостойными культурного человека. Вместе с тем есть и некоторые общечеловеческие, универсальные ценности и идеалы, ориентирующие людей всегда и всюду искать в любви высшей человеческой близости, преданности, взаимной поддержки.

Источник:
Два аспекта культуры общения
В культуре общения есть два взаимосвязанных аспекта: внешний, ритуальный, «этикетный», и внутренний, социально-психологический. Первый аспект – это то, что называют «внешней культурой». Он
http://studopedia.org/14-73328.html

Кто такие друзья? Анализируем высшую форму человеческого общения

Кто такие друзья? Анализируем высшую форму человеческого общения

Кто такие друзья? У многих они были, у большинства есть и сегодня. Каждый из нас знает массу шуток, пословиц и афоризмов о дружбе, вроде бы поясняющих все. Но если проанализировать содержание понятия, то выяснится, что люди имеют в виду разный уровень отношений. Давайте попробуем разобраться в том, кто такие друзья, а также что между ними происходит.

Знакомство

Сначала люди знакомятся. Они обращаются друг к другу по имени, иногда беседуют. Такие отношения носят не просто поверхностный характер, часто они бывают вынужденными или случайными. Общие интересы, может, и есть, они просто не выявлены, потому что общение непродолжительное и спонтанное. В качестве примера можно привести отношения соседей, которые только здороваются, встречаясь в подъезде. Иногда взаимный интерес укрепляется, и общение становится более продолжительным. Это значит, что этап знакомства завершился, оно перешло в стадию приятельства. Развитие отношений происходит не всегда. Многие люди на протяжении долгих лет продолжают только здороваться друг с другом.

Приятельство

Отношения приятелей складываются на основе личной симпатии и общих поверхностных интересов. Отношения эти поддерживаются за счет несистематических личных встреч, оказания незначительных взаимных услуг, доброжелательности, а также обмена мнениями. Приятельские связи не имеют основы в виде совместной деятельности по достижению значимых социальных целей. Они могут длиться недолго и легко сменяться другими, такими же легкими и приятными связями. Те, кто находятся на данном этапе отношений, не заинтересованы в улучшении личностных качеств, не имеют эмоциональных связей, хотя хорошо понимают приятеля и ситуативно могут его поддержать.

Товарищество

Отношения товарищей в своей основе обязательно имеют продолжительную совместную деятельность, сходные взгляды на ее цель и на жизнь вообще. Глубокие интересы, чувство ответственности за общее дело, длительное тесное общение и взаимопомощь сближают товарищей. Если один высказывает в адрес другого критические замечания, то они продиктованы исключительно заботой о товарище, желанием помочь ему, высказываются в уважительной форме и сопровождаются подсказкой верного пути решения проблемы или исправления недостатков. Единственное, чего лишен этот этап взаимоотношений, так это глубокой эмоциональной привязанности.

Кто такие друзья?

Друзья – это люди, имеющие сходное мировоззрение, близкое общение на протяжении длительного периода, поддерживающие друг друга и понимающие с полуслова. Тем не менее, это не означает, что между ними не может быть разногласий. По сравнению с товариществом дружба характеризуется более глубокой эмоциональной привязанностью и доверительностью.

Часто люди, не знающие о том, кто такие друзья, называют этим словом товарищей, приятелей или просто знакомых. Но настоящие дружеские отношения построить нелегко. Это по силам только эмоционально зрелым людям, способным преодолеть собственный эгоизм, понять и принять позицию ближнего своего как свою собственную. Наличие таких отношений помогает человеку ощутить уверенность в собственных силах.

Друзья – очень значимые друг для друга люди. Два друга, отношения которых прошли проверку временем, чувствуют себя защищенными от превратностей окружающего мира. Они не оценивают, а ценят, уважают и оказывают действенную поддержку. А девятого июня по праву могут праздновать Международный день друзей.

Источник:
Кто такие друзья? Анализируем высшую форму человеческого общения
Кто такие друзья? У многих они были, у большинства есть и сегодня. Каждый из нас знает массу шуток, пословиц и афоризмов о дружбе, вроде бы поясняющих все. Но если проанализировать содержание понятия, то выяснится, что люди имеют в виду разный уровень отношений. Давайте попробуем разобраться в том, кто такие друзья, а также что между ними происходит.
http://fb.ru/article/87333/kto-takie-druzya-analiziruem-vyisshuyu-formu-chelovecheskogo-obscheniya

Приятельское общение это

Любовь

3. Семья

1. Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:

• единении с другими людьми;

* самореализации и др.

Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.

Установлениюличных отношений способствуют:

* сходство убеждений, интересов;

Формы личных отношений; любовь, семья, дружба, знакомство и пр.

2. Любовь — это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и в постоянных контактах с ним.

Любовь может иметь разную нравственную ценность в зависимости от объек­та, на который она направлена. Можно выделить:

* любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к ми­лосердию (возвышающая любовь);

* любовь к отечеству, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения);

* любовь к родителям, детям, женщинеили мужчине (может быть со­ставляющей смысла жизни человека);

любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет).

Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство:

* основана на биологическом влечении, но не сводится к нему;

* утверждает другого человека как уникальное существо;

* означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность;

* открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные воз­можности).

Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее ком­понентами являются:

* забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.);

* ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполне­ние долга);

* уважение, отношение к объекту любви как к самоценной личности.

3. Семья — первичная группа общества. Она основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических (правда, семья не всегда оформлена юридически) связях людей.

В семье человек обретает:

* чувство безопасности, комфортности, поддержки;

* условия для самосовершенствования;

* облегчение житейских забот;

* нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). Семейные отношения подразумевают:

* ответственность за членов своей семьи;

* самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи.

Семейные отношения регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д.

4. Дружба это:

* межличностные отношения, имеющие нравственную ценность;

* отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер;

* основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений;

Дружеские отношения могут реализовываться в формах:

* комплиментарности (взаимодополняемости) и др.

Дружба как нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п.

Доминирующие в дружбе нравственные ценности: деятельная поддержка и взаимовыручка (более свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной.

Товарищество — отношения:

* имеющие нравственную ценность;

* проявляются в основном в групповых отношениях;

* являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);

* основаны на равенстве и взаимном уважении;

* нивелируют различия социальные, экономические и др.;

· основаны на интересах общей деятельности.

Приятельские отношения:

* не имеют высокой нравственной ценности;

* являются устойчивыми отношениями;

* подразумевают комфортность общения;

* не включают полное взаимопонимание, доверительность и взаимовы­ручку;

* не предполагают дополнительных обязательств, кроме обычных норм.

Знакомство — это взаимная симпатия, возникшая на основе поверхно­стного восприятия друг друга. Отношения знакомства не имеют нрав­ственной ценности и не накладывают дополнительных нравственных обязательств.

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Приятельское общение это
Любовь 3. Семья 1. Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в: • единении с другими людьми; * самореализации и др. Особенности личных отношений:
http://studopedia.ru/2_38770_druzhba-tovarishcheskie-i-priyatelskie-otnosheniya.html

COMMENTS