Примеры частных отношений

Понятие частноправовых отношений

Отношения, в рамках которых субъекты права обеспечивают защиту и реализацию

собственных прав и интересов, действуя от собственного имени, называются

частноправовыми отношениями. Субъектами частноправовых отношений являются лица,

организационно обособленные друг от друга и обладающие соответствующей право- и

Субъектами частноправовых отношений являются все субъекта частного права. Кроме

этого, в частноправовые отношения могут вступать и так называемые публичные субъекты.

Поэтому определяющим признаком частноправовых отношений является то, по поводу чего

возникло данное отношение, т.е. объект правоотношения. Так, в правоотношении с участием

гражданина и органа местного самоуправления по поводу реализации гражданином своего

права на жилище, характер правоотношения зависит от основания вступления субъектов в

данное правоотношение. Если в основе их отношений лежит договор купли-продажи жилого

помещения, то налицо частноправовое отношение. Если же гражданин приобретает право на

жилище по договору социального найма – то публичные правоотношения.

Именно поэтому в российском гражданском праве в качестве субъектов частноправовых

отношений названы такие публичные субъекты права, как Российская Федерация, субъекты

РФ и муниципальные образования, вступающие в имущественные и личные

неимущественные (т.е. частноправовые) отношения посредством своих органов

государственной и муниципальной власти.

Содержание частноправовых отношений включает в себя совокупность прав и

обязанностей субъектов данного правоотношения. При этом, если участником

частноправового отношения является публичный субъект, то реализуемые им права и

обязанности не должны быть связаны с его властными полномочиями, необходимыми для

реализации государственных или муниципальных полномочий. Содержание прав и

обязанностей публичного субъекта в частноправовом отношении опосредовано только его

статусом юридического лица.

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Понятие частноправовых отношений
Отношения, в рамках которых субъекты права обеспечивают защиту и реализацию собственных прав и интересов, действуя от собственного имени, называются частноправовыми отношениями. Субъектами
http://studopedia.ru/10_59316_ponyatie-chastnopravovih-otnosheniy.html

Публичное и частное право

Публичное право – подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения. Предмет регулирования публичного права: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций.

Признаки публичного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес – акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентационное влияние;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) использует новейшие технические приемы.

Отрасли права, которые входят в публичное право:

1) конституционное право;

2) административное право;

3) уголовное право;

4) финансовое право (включая бюджетное и налоговое);

5) административно-процессуальное право;

6) уголовно-процессуальное право;

7) международное публичное право;

8) международное гуманитарное право.

Частное право – это подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

Предмет регулирования частного права: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.

Признаки частного права:

1) регулирует отношения между частными лицами;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самопроявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования;

5) содержит нормы, которые являются обращенными к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность за свои обязанности и действия;

7) сохраняет классическую юридическую технику.

Отрасли права, которые входят в частное право:

1) гражданское право;

2) семейное право;

3) авторское право;

4) жилищное право;

5) трудовое право;

6) гражданско-процессуальное право;

7) международное частное право.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес – область публичного права, частный – область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные отношения);

3) метод правового регулирования (в публичном праве – метод субординации, в частном – координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное – частных лиц между собой).

Дата добавления: 2015-11-28 ; просмотров: 3195 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Публичное и частное право
Публичное право – подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения. Предмет регулирования публичного права : сфера устройства и деятельности государства
http://helpiks.org/6-4144.html

Соотношение частных и публичных интересов в сфере государственной поддержки семьи в Российской Федерации

Соотношение частных и публичных интересов в сфере государственной поддержки семьи в Российской Федерации

Современный кризис российской семьи требует пересмотра отношения власти и общества к пределам и механизмам осуществления государственной функции защиты семьи. Очевидно, что совершенствование способов защиты и укрепления института семьи означает изменение функции права в сфере регулирования семейных отношений, усиление публично-правовой направленности соответствующих семейно-правовых институтов усиление публично-правовой направленности защиты семьи предполагает ение .

Для того чтобы определить, насколько функция защиты семьи отражена в семейном праве, насколько широки возможности семейно-правового регулирования в деле реализации принципов государственной охраны, поддержки и защиты семьи, необходимо установить пределы допустимого вмешательства государства в семейные отношения. Данный вопрос является чрезвычайно принципиальным, однако до настоящего времени недостаточно изученным наукой семейного права [11, с. 145].

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, «физический и нравственный склад семьи создаётся помимо права» [14, с. 406]. Не каждое семейное отношение получает своё отражение в праве и становится правоотношением. Семейные отношения «гораздо менее способны подвергаться правовому воздействию, в большей мере откликаясь на иные регуляторы поведения людей: мораль, традиции, обычаи, религию и др., поскольку поведение людей в них определяется в большей мере их обретёнными личностными качествами и социальным опытом» [8, с. 75]. Правовую защиту получают лишь те стороны семейной жизни, где не правовые социальные регуляторы не могут в полной мере защитить интересы семьи и её членов. Особый субъектный состав семейных правоотношений, представленный членами семьи, придаёт данным отношениям отличительный признак – лично-доверительный характер [4, с. 53].

Необходимость «вторжения» права в данную закрытую, частную сферу жизни человека имеет под собой достаточные основания. По словам О.Ю. Косовой, государство не может быть юридически индифферентным по отношению к семье и протекающим здесь социальным процессам ввиду высокой социальной значимости этого института [8, с. 74].

На наш взгляд, цель правового регулирования семейных отношений наиболее полно выражена Н.С. Южаниной и М.А. Южаниным, который отмечает, что с помощью норм семейного (и в частности, брачного) права создаются препятствия на пути создания заведомо неполноценной семьи, а все юридически значимые отношения супругов регламентируются определёнными правилами, предназначенными для защиты интересов каждого из супругов, их несовершеннолетних детей, всего нашего общества и государства [15, с. 4]. Иными словами, семейное право призвано способствовать формированию и функционированию жизнеспособного и стабильного типа семейного устройства, в рамках которого члены семьи получают наибольшую защиту; при этом обществу и государству гарантируется, что семья будет выполнять свои основные исторически сложившиеся социальные функции.

Как известно, разграничение частного и публичного права берёт своё начало с тезиса римского юриста Ульпиана о том, что публичное право имеет в виду интересы римского государства в целом, частное право — интересы отдельного ин­дивида [13, с. 131].

Однако следует иметь в виду, что дискуссия о месте семейного права в системе права России, т.е. об отнесении его к отраслям частного или публичного права, велась еще среди ученых в дореволюционный период. Так, И.А. Покровский отмечал, что семейному праву уже тесно в рамках гражданского права, хотя общество (речь идет об обществе дореволюционной России – А. Р.) еще не готово признать семейное право самостоятельной отраслью права [12, с. 87]. С.И. Синайский также отмечал, что семейное право, так же, как и налоговое, должно быть отнесено к отраслям публичного права [14, с. 426].

Не вызывает сомнений тот факт, что не существует отраслей частного права, лишённых публично-правового элемента. И, наоборот: в публичном праве встречаются нормы частноправового характера. Как отмечает Н.Д. Егоров, абсолютно «чистых» отраслей частного или публичного права практически не встречается [6, с. 17]. Так же интерес – государственный или личный – присутствует как в нормах публично-правовых, так и частноправовых. Поэтому, по мнению Н.Д. Егорова, при разграничении публичного и частного права необходимо брать за критерий превалирующие в правовом регулировании интересы – частные или публичные [6, с. 17].

Применительно к семейному праву О.Ю. Ильина подчеркнула его особое место среди других отраслей, обусловленное исключительным сочетанием частных и публичных интересов. По её мнению, категоричное отнесение семейного права к праву частному или публичному недопустимо. Характеристика предмета и метода семейно-правового регулирования, как отмечает автор, сквозь призму интереса даёт основания говорить о комплексном характере отрасли семейного права и семейного законодательства [7, с. 105].

Не лишне отметить, что ввиду комплексности отрасли определение места семейного права в системе российского права не даёт ответа на вопрос, каковы границы правового регулирования в семейных отношениях и какие методы правового регулирования применимы к данным отношениям.

О.Ю. Ильиной выделены следующие интересы, отражённые в семейном праве:

1. первую группу составляют частные интересы – интересы индивида, а также интересы членов семьи, входящих в одну семейную подструктуру, например, интересы родителей, детей, супругов и пр.;

2. вторая группа представлена публичными интересами – непосредственно государственными, общественными и интересами семьи как социальной группы [7, с. 51].

Особо значимым представляется выделение семьи в качестве отдельного носителя интереса в семейных правоотношениях. Являясь подсистемой общества, семья имеет свои собственные интересы, не сводимые к арифметической сумме интересов индивидов в неё входящих, а иногда – противостоящие данным частным интересам.

Публичные интересы представляют собой единую группу. На современном этапе интересы государства, общества и семьи не должны противоречить друг другу. Публичный интерес в семейных отношениях связан с восприятием семьи в качестве «естественной и основной ячейки общества» [1] и проявляется в необходимости обеспечения выполнения семьёй её функций, в обеспечении стабильности семейных отношений и формировании типа семейного устройства, наилучшим образом способствующего выполнению семьёй её функций. Квинтэссенцией публичного интереса в семейных отношениях служат положения ст. 38 Конституции России и ст. 1 СК РФ, согласно которым семья находится под защитой государства, а необходимость укрепления семьи является одним из основных начал семейного законодательства России.

Соотношение частных и публичных интересов неодинаково в различных семейно-правовых отношениях. Каждый правовой институт отражает определённую иерархию интересов, которая чаще всего не является зеркальным отражением иерархии интересов в других институтах.

По мнению О.Ю. Ильиной, принципиально важно не только выявить содержание интересов, но и проанализировать грани соотношения интересов каждого из членов семьи, группы членов семьи с интересами общества и государства [7, с. 14]. Определив данную иерархию внутри института (группы сходных институтов) становится возможным оптимизировать механизм правового регулирования.

Для анализа иерархии интересов внутри отдельных институтов и в целом отрасли семейного права нам потребуется выделить основные направления семейно-правового регулирования.

Статья 2 СК РФ определяет круг отношений, регулируемых семейным законодательством. Исходя из данного перечня, можно выделить следующие задачи, или направления, семейно-правового регулирования:

1. закрепление института брака;

2. защита интересов членов семьи;

3. регулирование имущественных отношений между супругами, а также отношений по поводу имущественных прав ребенка;

4. защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждое направление правового регулирования представлено институтами, отражающими неодинаковую иерархию интересов. При правовом регулировании семейных отношений необходимо определить наиболее подходящее сочетание публично-правовых и частноправовых методов регулирования применительно к отношениям, входящим в каждую группу.

Закрепление института брака выражается в определении условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, что отражено в положениях Раздела 2 СК РФ. Наличие публичного интереса в регулировании института брака предопределяет преобладание императивных норм.

При регулировании отношений по поводу брака проявляется противоречие публичного и частного интереса, что требует особого подхода к реализации принципа защиты семьи и демографической функции права через регулирование указанного института.

Следующее направление семейно-правового регулирования – защита интересов членов семьи – выражается в определении их взаимных прав, обязанностей и ответственности, в регламентации алиментных обязательств. В данную группу не включается регулирование имущественных отношений между супругами, а также отношения по поводу имущественных прав ребенка, так как они носят гражданско-правовой характер.

Правовая защита в семейной сфере распространяется на те отношения, где она возможна и необходима, и на тех лиц, которые в ней нуждаются. Ввиду этого СК РФ берёт под свою защиту: интересы детей, имеющих родителей, включая интересы детей по поводу их содержания; интересы родителей по поводу детей, включая интересы родителей по поводу их содержания детьми; неимущественные интересы супругов, а также интересы супругов по поводу взаимного содержания; интересы других членов семьи, включая интересы нуждающихся членов семьи по поводу их содержания.

В большей степени регулирование данных отношений подчинено частным интересам членов семьи. Однако здесь также присутствует и публичный интерес, выражающийся в необходимости обеспечения стабильности и прочности семейных отношений. Гарантируя членам семьи правовую защиту их интересов, государство тем самым поддерживает заинтересованность индивидов в создании семьи и укреплении семейных отношений, формирует в их сознании потребность в семье и чувство своей защищённости в качестве члена семьи.

У публичного интереса в данной группе отношений есть и другая, более конкретная сторона. Регламентируя вопросы установления происхождения детей при применении вспомогательных репродуктивных технологий, государство создаёт условия для деторождения среди той части населения, которая прежде не могла по причинам медицинского характера иметь детей. Таким образом, с помощью данных норм государству удаётся оказывать воздействие на уровень рождаемости.

Алиментные отношения представляют собой другой пример реализации публичного интереса. Государство, возлагая ответственность за материальное благополучие не совершеннолетних и нетрудоспособных лиц на других членов семьи, законодательно закрепляет нравственный долг каждого семьянина, исполнение которого скрепляет семейные узы, служит основой нормальной жизнедеятельности семьи [11, с. 47]. С помощью правового регулирования алиментных отношений государство проявляет заботу об уровне жизни и здоровье наиболее нуждающихся граждан.

Несмотря на наличие как частного, так и публичного интереса в данных отношениях, они имеют одинаковую направленность, не противостоят друг другу, что снимает вопрос о приоритетах правового регулирования.

В нормах, обеспечивающих защиту указанных интересов членов семьи, главенствуют императивные нормы. Исключение главным образом составляют положения, предоставляющие возможность заключения соглашения о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка, а также соглашения об уплате алиментов. Однако данные соглашения призваны изменять установленный законом порядок – соответственно – осуществления родительских прав и алиментных обязательств не произвольно, а в соответствии с требованиями СК РФ и исключительно в сторону улучшения положения детей. Так, согласно п. 2 ст. 103 СК РФ размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке.

Регулирование имущественных отношений между супругами, а также отношений по поводу имущественных прав ребенка наиболее близко по своему характеру к гражданско-правовому регулированию. Субъекты данных отношений, в отличие, например, от отношений по поводу правовой защиты других членов семьи, равны между собой. Рассматриваемые отношения носят стоимостной характер. И главное – это отношения по поводу собственности.

Отсюда, в частности, вытекают возможности для самостоятельного определения супругами режима имущества. Ими может быть выбран легальный режим или договорный. При расторжении брака супругам также предоставляется возможность разделить общее имущество по соглашению или обратиться для этого в суд. Из всего этого явствует преобладание частного интереса и диспозитивности в регулировании данных вопросов.

Что же касается отношений по поводу имущества, принадлежащего ребенку, то и здесь законодателем формулируются нормы в значительной степени гражданско-правового характера: «Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка» (п. 3 ст. 60 СК РФ). Далее в цитируемой статье и вовсе делается ссылка на нормы ГК РФ: «Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей в первую очередь отвечает частным интересам детей. Правовое регулирование данного вопроса развивает положения ч. 1 ст. 38 Конституции России, согласно которой детство находится под защитой государства. Определение порядка устройства детей-сирот отвечает также интересам лиц, желающих воспользоваться какой-либо из форм такого устройства и реализовать себя в качестве усыновителя (опекуна, приёмного родителя и т.п.).

Среди частных интересов приоритетным является обеспечение безопасности ребёнка, т.е. реализация в ходе устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права на защиту от злоупотреблений со стороны лиц, заменяющих родителей, что гарантировано ст. 56 СК РФ.

Публичный интерес в данных отношениях выражается в существующей потребности общества и государства в здоровых, образованных детях, получающих семейное воспитание и находящихся под защитой семьи. Кроме того, общество заинтересовано в преобладании семей, в которых имеются отношения родительства, как фактора укрепляющего семью. По словам М.В. Антокольской, рассматриваемая область семейного права находится на границе между частным и публичным правом, что обусловлено присутствием значительного общественного интереса [3, с. 35]. Значимость для общества рассматриваемых институтов подчёркивается обязательным участием в данных отношениях специальных публичных институтов – органов опеки и попечительства.

Императивные нормы при регулировании форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, доминируют. И это справедливо, ввиду необходимости чёткого определения порядка устройства детей, от которого, по сути, зависит их будущее, их безопасность.

Уместно отметить, что, несмотря на вышесказанное, отдельные положения не так давно принятого Федерального закона «Об опеке и попечительстве» [2] неоправданно носят частноправовой характер. Гражданско-правовое регулирование указанных отношений преобладает даже там, где явно должен был бы реализоваться принцип приоритета защиты интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных (в данном случае – также и недееспособных) членов семьи. Представляется, что данный закон весьма показателен как пример нарушения баланса частных и публичных интересов в семейном праве.

Так согласно п. 5 ст. 11 указанного федерального закона образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняют обязанности опекунов и попечителей в отношении недееспособных или не полностью дееспособных лиц, помещенных под их надзор. Однако никакие требования к указанным организациям нормами закона не установлены; их деятельность в качестве опекунов (попечителей) не подлежит лицензированию. Все это ставит под угрозу интересы детей, помещаемых под надзор названных организаций.

Итак, возможность реализации в семейном праве государственной семейной политики посредством реализации принципов государственной охраны, поддержки и в особенности – государственной защиты семьи определяется путём соотношения частных и публичных интересов в каждом конкретном семейно-правовом институте, а также посредством определения наличия или отсутствия противоречий между данными группами интересов.

Нормы семейного права призваны отражать интересы, как частные, так и публичные. Приоритет тех или иных интересов не одинаков в различных институтах. В то же время их направленность в большинстве случаев совпадает.

Все сказанное о реализации принципа государственной защиты семьи во многом относится также к характеристике реализации принципа ее государственной охраны, в частности, путем установления таких специфических правовых норм и институтов, как нормы о пределах осуществления семейных прав и институт ответственности, прежде всего, семейно-правовой ответственности, которые, на наш взгляд, также основаны на сочетании публичных интересов семьи в целом как основной ячейки общества, как фундаментальной основы государства, и частных интересов отдельных членов семьи.

Так, в соответствии со ст. 7 СК РФ осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав (ст. 7 СК РФ). В данных положениях выражены, как нам представляется, скорее публичные, нежели частные интересы. В позитивном плане публичные интересы выражены в п. 1 ст. 1 СК РФ следующим образом:

В пункте 1 ст. 65 СК РФ предусмотрены специальные нормы, устанавливающие пределы осуществления родителями своих родительских прав: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Говоря о пределах осуществления родительских прав, невозможно не обратить внимания на подтекст нормы, содержащейся в п. 1 ст. 65 СК РФ, в котором как бы презюмируется недобросовестность поведения родителей, в то время как в Концепции государственной семейной политики в качестве одной из семейных ценностей названа презумпция добросовестности при осуществлении родителями своих родительских прав, ответственного родительства, что способствует повышению авторитета родителей в семье. В связи с этим возникает вопрос о необходимости законодательного закрепления данной презумпции в общей части СК РФ в числе принципов семейного права либо в п. 1 ст. 65 данного Кодекса.

Понятно, что презумпция вины при привлечении лица к семейно-правовой ответственности противоречит самому существу семейных правоотношений, однако при отсутствии общих норм, устанавливающих такую ответственность, допускается практически ничем не ограниченное усмотрение правоприменителя при правовой оценке соответствующей конкретной ситуации. При таком положении вряд ли можно оспаривать необходимость установления в семейном законодательстве общих норм об ответственности за семейные правонарушения.

Успешность и эффективность выработки государством основных направлений по преодолению кризиса семьи, а также по укреплению института семьи во многом зависит от того, насколько изучено влияние семейного права в целом и каждого его института на фактически складывающиеся семейные отношения. Очевидно, что такое влияние имеет место, но использование механизмов правового регулирования семейных отношений в целях государственной защиты семьи требует специального исследования в области семейного права, в котором такое влияние было бы выявлено с максимальной полнотой. Для того чтобы нормы права достигали желаемой цели, следует адекватно оценить и при необходимости усовершенствовать отдельные институты и нормы семейного права с целью повышения эффективности их влияния на исполнение семьей всех ее социальных функций.

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // БВС РФ. – 1994. – № 12. – С. 2.

2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Российская газета. – 30.04.2008. – № 94.

3. Антокольская М.В. Семейное право. – М.: Юристъ, 1996. – 366 с.

4. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. – М., 1972. – 336 с.

5. Гражданское право: В 2 т. Том I / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – М.: БЕК, 2003. – 816 с.

6. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 3. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 784 с.

7. Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве РФ. – М.: Городец, 2007. – 192 с.

8. Косова О.Ю. Предмет семейного права и семейное законодательство // Государство и право. – 2000 – №7. – С. 71-78.

9. Матанцев Д.А. Категория злоупотребления правом в гражданском и семейном законодательстве и доктрине Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2012. – 220 с.

10. Матанцев Д.А. Санкции за злоупотребление правом по семейному законодательству РФ // Семейное и жилищное право. – 2012. – № 3. – С. 28-30.

11. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 280 с.

12. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. – М.: Статут, 2003. – 351 с.

13. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 1 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2004. – 391 с.

14. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). – М.: Спарк, 1995. – 556 с.

15. Южанина Н.С., Южанин М.А. Социально-правовые основы развития института брака в современной России. Монография. – М.: МИИТ, 2005. – 120 с.

Источник:
Соотношение частных и публичных интересов в сфере государственной поддержки семьи в Российской Федерации
Статья посвящена исследованию частных и публичных начал в правовом регулировании семейных отношений в РФ. Отмечается специфика семейного права и невозможность отнести данную отрасль исключительно к частному или публичному праву, определяется соотношение частных и публичных интересов в различных институтах семейного права (брачные отношения, отношения родителей и детей, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, алиментные обязательства, ответственность в семейном праве). Автор приходит к выводу о необходимости укрепления публично-правовых начал в отдельных сферах семейных отношений.
http://nauka-rastudent.ru/27/3320/

Частное отношение

частное отношение

[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]

Русско-английский словарь нормативно-технической терминологии . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «частное отношение» в других словарях:

частное отношение — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN quotient … Справочник технического переводчика

частное — отношение коэффициент — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы отношениекоэффициент EN quotient … Справочник технического переводчика

Частное и Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

ОТНОШЕНИЕ — отношения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. отнестись в 1 знач. относиться. Невнимательное отношение к делу. Хорошее отношение к детям. 2. Связь, касательство, участие. Я имею нек рое отношение к этому предприятию. 3. только мн.… … Толковый словарь Ушакова

Отношение (математич.) — Отношение двух чисел, частное от деления первого числа на второе. О. двух однородных величин называется число, получающееся в результате измерения первой величины, когда вторая выбрана за единицу меры. Если две величины измерены при помощи одной… … Большая советская энциклопедия

ОТНОШЕНИЕ — ОТНОШЕНИЕ, я, ср. 1. см. отнестись и относиться. 2. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем чем н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему н. (никак не относится). О. между … Толковый словарь Ожегова

Отношение прибыли к обороту (коэффициент прибыльности в процентах) — (profit to turnover ratio) наиболее важный показатель прибыльности. Исчисляется как частное от деления годовой прибыли (до вычета налогов и процентов) на объем продаж (оборот) … Экономико-математический словарь

отношение прибыли к обороту — коэффициент прибыльности в процентах Наиболее важный показатель прибыльности. Исчисляется как частное от деления годовой прибыли (до вычета налогов и процентов) на объем продаж (оборот). [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика Синонимы… … Справочник технического переводчика

ОТНОШЕНИЕ — частное от деления одной величины на другую … Естествознание. Энциклопедический словарь

Частное право в эпоху Нового времени — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Частное право: Новое время — Содержание 1 Общая характеристика 2 Материальные теории 3 Формальные теории … Википедия

Источник:
Частное отношение
частное отношение — [А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.] Русско-английский словарь нормативно-технической терминологии . academic.ru . 2015 . Смотреть что
http://normative_ru_en.academic.ru/226595/%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Частные и публичные правоотношения Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Частные и публичные правоотношения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Бекбаев Ерзат Зейнуллаевич

Частные и публичные правоотношения , обладая рядом общих признаков и свойств, присущих всем правоотношениям в правовой сфере, отличаются между собой по многим существенным признакам. При этом вопрос о различении частных и публичных правоотношений имеет методологическое значение, поскольку оказывает определенное влияние на решение множества других вопросов в теории правоотношений .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Бекбаев Ерзат Зейнуллаевич,

Private and public relationships, having many common signs and qualities, inherent to all relationships in the legal sphere, differ due to many important signs. The issue of the distinction between private and public relationships is methodologically significant, as it affects the solution of many other questions in the theory of legal relationships.

Текст научной работы на тему «Частные и публичные правоотношения»

Бекбаев Ерзат Зейнуллаевич

Bekbaev Erzat Zeynullaevich

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института правового мониторинга, экспертизы и анализа Erzat_bek@inbox.ru

Candidate of Law, senior researcher of Institute of legal monitoring, examination and analysis Erzat_bek@inbox.ru

ЧАСТНЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

PRIVATE AND PUBLIC LEGAL RELATIONSHIPS

Частные и публичные правоотношения, обладая рядом общих признаков и свойств, присущих всем правоотношениям в правовой сфере, отличаются между собой по многим существенным признакам. При этом вопрос о различении частных и публичных правоотношений имеет методологическое значение, поскольку оказывает определенное влияние на решение множества других вопросов в теории правоотношений.

Private and public relationships, having many common signs and qualities, inherent to all relationships in the legal sphere, differ due to many important signs. The issue of the distinction between private and public relationships is methodologically significant, as it affects the solution of many other questions in the theory of legal relationships.

правоотношение, волеизъявление, субъект.

legal relationship, will, subject.

Частные и публичные правоотношения, обладая рядом общих признаков и свойств, присущих всем правоотношениям в правовой сфере, отличаются между собой по многим существенным признакам. В российской досоветской юридической литературе основное различие между публичными и частными правоотношениями Ф.В. Тарановский проводит в зависимости от непосредственного участия в них субъекта государственной власти. В связи с этим Ф.В. Тарановский утверждает, что «. публичными признаются все те правоотношения, одним из субъектов которых является государство (через свои органы) со специфическим своим характером носителя принудительной власти; частными признаются те отношения, в которых государство отсутствует в качестве субъекта, или же выступает на одной стороне отношения, но лишь как носитель имущественных интересов (фиск, казна) [2, с. 237].

В отличие от носителя государственно-властных полномочий как стороны публичного правоотношения, за которым стоит непосредственно государство как третье лицо, субъекты частного правоотношения являются самостоятельными распорядителями своих правомочий.

По сравнению с динамикой изменения и прекращения уже возникших или существующих правоотношений, процесс возникновения частных и публичных правоотношений характеризуется рядом отличительных признаков, имеющих существенное значение. Предварительно рассмотрим данный процесс на примере правоотношений из частноправового договора, а затем из деликта.

тов, можно охарактеризовать как причинно-зависимые от их волеизъявления. Динамика их возникновения в определенной мере подчиняется воле и волеизъявлению субъектов, которые затем становятся либо не становятся сторонами правоотношения. Следовательно, в правовой сфере среди частных правоотношений можно выделить особую группу правоотношений из договора, в рамках которых процесс приобретения субъективных прав и юридических обязанностей находится в прямой причинно-следственной зависимости от воли и волеизъявления их потенциальных участников.

Источник:
Частные и публичные правоотношения Текст научной статьи по специальности — Государство и право
Частные и публичные правоотношения, обладая рядом общих признаков и свойств, присущих всем правоотношениям в правовой сфере, отличаются между собой по многим существенным признакам. При этом вопрос о различении частных и публичных правоотношений имеет методологическое значение, поскольку оказывает определенное влияние на решение множества других вопросов в теории правоотношений.
http://cyberleninka.ru/article/n/chastnye-i-publichnye-pravootnosheniya-1

Частные отношения в гражданском праве

Методы регулирования гражданского права:

o Диспозитивный (свобода действия сторон, отсутствие одной единственной модели поведения)

o Императивный (Характерен и для участников административного права. Метод властного подчинения. Характерно неравноправие сторон.)

Гос-во – субъект императивных отношений, повелевает всеми остальными участниками и предписывает им определенную модель поведения.

Нормы гражданского права:

o Материальные (устанавливают права и обязанности сторон в конкретном правоотношении, связанном с приобретением мат. блага)

o Процессуальные (устанавливают права и обязанности сторон, регламентирует действия, которые необходимо осуществить субъекту правоотношения, чтобы достичь желаемого мат. блага)

Субъективный состав гражданских правоотношений.

Участники сделок, связанные с мат. благами (физ. лица на первом месте среди др. участников).

o С 6 до 14 лет – мелкие бытовые сделки, одностороннее приобретение мат. благ.

o С 14 лет – возможность работать, получать стипендию, открыть счет в банке; авторские, патентные права

o В 16 лет – возможна эмансипация (процедура по которой гражданин может стать дееспособным до 18 лет: 1)Вступление в брак; 2)Работа в производственных кооперативах – возможность содержать самого себя)

Основания для недееспособности:

Психические отклонения лица, не позволяющие ему участвовать в любых отношениях с остальными субъектами. Психические отклонения должны быть зафиксированы судом или органами опеки и попечительства.

Недееспособному лицу назначается опекун. Опекун совершает сделки гражданско-правового характера в интересах опекаемого. Опекаемый не имеет права самостоятельно осуществлять сделки (кроме мелких бытовых и односторонних в свою пользу). Опекун со своей стороны не имеет права осуществлять сделки с имуществом опекаемого в свою пользу. Запрещены сделки с родственниками опекуна и односторонние сделки в пользу опекуна.

Гражданин может быть восстановлен в дееспособности по решению суда.

Попечительство – назначается гражданам, которые не имеют психических отклонений, но имеют зависимость.

Патронаж — назначается гражданам дееспособным, но в силу слабого здоровья или возраста не могут распоряжаться имуществом самостоятельно. Патрон не может запрещать сделки, но может вести некоторые дела с его подопечным.

Гражданская дееспособность может быть ограничена. Это связанно со спец. статусом гражданина (служба в армии, невозможность участия в некоторых видах юр. лиц).

Прекращение гражданской дееспособности наступает в связи со смертью.

Смерть может быть в нескольких случаях:

· Наличие трупа (в течение 3-х суток)

· Объявление гражданина безвестно отсутствующим и умершим (не появляется по меньшей месту жительства больше года, его розыски не дали результата)

Через пять лет после начало поисков, если не нашли – считают умершим.

· Супруг/супруга объявляется вдовой/вдовцом

· Имущество на которого нет наследников отходит гос-ву (вымороченное имущество)

Возможно признание умершим в упрощенном порядке:

· Если есть обоснованные данные считать, что лицо погибло (срок сокращается до 6 месяцев)

· Если гражданин был на войне и не объявился в течении 2-х лет после ее окончания.

Человек признается рожденным в течение 30 дней с момента рождения.

Сделки

1 часть (основы гражданских правоотношений) была принята в 1994 г.

2 часть (личные вещные и иные права) – 1995 г.

3 часть (устанавливает отдельные договоры (аренда, купля-продажа)) – 2001 г.

4 часть (право интеллектуальной собственности) – 2006 г.

Сделки заключаются в следующих формах:

· Устная (допускается между физ. лицами на сумму до 10 МРОТ)

o Простая – требует согласия обеих сторон в письменной виде (электронная форма), заверенное соответствующими реквизитами (для физ. лиц – паспортные данные, для юр. лиц – адрес, печать с подписью директора или уполномоченного лица).

o Нотариальная – письменное согласие воли сторон, помимо подписей и реквизитов сторон заверяется печатью и подписью нотариуса.

Нотариус – лицо, которое по закону имеет право удостоверять юридически значимые факты.

Нотариальное заверение (добровольное и обязательное).

Ряд сделок требует обязательного нотариального удостоверения (наследование по завещанию).

Стороны могут добровольно заверить печатью нотариуса любую сделку, тем самым сделка имеет большую силу. Изменение в договоре или расторжение его также требует после нотариального заверения.

Помимо нотариуса заверять документы могут:

· Работники посольств и консульств за границей

· Командиры воинских частей для военнослужащих

· Капитаны кораблей в открытом море

· Главы местных администраций в условиях чрезвычайных ситуаций

o С гос. регистрацией – ряд сделок по закону требует обязательной гос. регистрации (сделки с недвижимостью, с антиквариатом и предметами искусства, имеющие историческую и культурную ценность, некоторые виды транспортных средств).

Конклюдентные действия – лицо своими намерениями демонстрирует желание вступить в сделку (молчаливая деятельная форма).

Молчаливое согласие – часто используется при пролонгации договора (пример – лицо снимает жилое помещение по договору коммерческого найма на определенный срок; по истечению срока лицо продолжает пользоваться помещением и оплачивать стоимость найма; если владелец жилого помещения не принимает никаких действий по расторжению, то договор считается продленным на неопределенный срок на тех же условиях).

Легитимационные знаки – спец. предметы, которые удостоверяют факт заключения сделки и приравниваются к письменной форме (номерок в гардеробе).

Упрощенная письменная форма используется для большинства сделок публичного характера.

Сделка публичного характера – сделка, в которой оферта (предложение) обращена к неограниченному кругу лиц.

Публичная оферта – юр. или физ. лицо предлагает имущественное благо неограниченному кругу лиц.

Акцепт – принятие предложения.

Упрощенная письменная форма предлагает выдачу стандартизированного документа, свидетельствующего о заключении сделки.

Существуют вещи изъятые из оборота и ограниченные в обороте. Закон запрещает любые сделки с вещами изъятыми из оборота (наркотики, оружие).

Вещи ограниченные в обороте требуют спец. документов у участников сделки (покупка охотничьего ружья, покупка медицинских препаратов).

Наиболее типичные сделки:

· Договор купли-продажи (одна сторона обязуется передать другой стороне (продавец и покупатель) вещь в собственность, а покупатель обязуется ее принять и оплатить).

Спец. виды купли-продажи:

o Поставка (продавец предоставляет большое кол-во товара покупателю не для личного бытового, либо семейного использования)

o Розничная купля-продажа (спец. юр. лицо (магазин) предлагает на условиях публичной оферты товар покупателю (физ. лицо))

o Контрактация (заготовитель – спец. юр. лицо, занимающееся заготовкой сельхоз. продукции; закупает сельхоз. продукцию у колхозов и крестьян с целью переработки и последующей реализации)

o Поставка для гос. нужд (требует предварительного размещения заказа в СМИ; сделка проводится публично, к участию приглашаются все желающие; товар оплачивается из средств соответствующего бюджета; во многих случаях проводят спец. торги (тенды))

o Продажа предприятия (предприятие продается как имущественный комплекс, со всем оборудованием, материалами, действующими договорами, долгами, персонал сохраняет свои рабочие места)

o Договор энергоснабжения (с одной стороны энергоснабжающая организация, с другой потребитель (физ. лицо) или абонент (юр. лицо); энергия может быть в любом виде; потребитель платит по факту кол-ва израсходованной энергии, абонент – выкупает нужное кол-во заранее, при расходе свыше договора заключается дополнительный договор; поддержку сетей в рабочем состоянии, в отличии от потребителя, абонент обеспечивает сам)

Любая сделка может быть расторгнута вследствие незаконности действий.

· Отлагательное – запускает сделку в будущем (например – дед завещает внуку квартиру, если дочь деда будет замужем); сделка начинает действовать только при условиях и в будущем.

· Отменительное (договор поставки, стороны условились, что если цена на рынке на товар изменится более чем в три раза, то договор будет пересмотрен или отеменен)

Безусловная сделка – сделка без условий.

· Возмездная (стороны расплачиваются имущественным интересом)

· Безвозмездная (одна из сторон получает предмет сделки без всяких имущественных условий (договор безвозмездного пользования имуществом))

· Двухсторонняя (порождает права и обязанности обеих сторон)

· Односторонняя (порождает обязанности только у одной стороны, права – у обеих (договор дарения, наследование))

Фидуциарная сделка – лат. fiducia (доверие), сделка, основанная на доверии между сторонами (агентский договор).

Общие положения по аренде

Арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование, индивидуально определенные вещи, арендатор обязуется принять эти вещи, использовать их по назначению, возместить все расходы арендодателю и вернуть вещи в надлежащем состоянии. Договор является всегда возмездным, арендатор имеет право улучшать вещь, только при наличии согласия арендодателя. Если улучшения можно отнять, то они допускаются.

Оплата может производиться в любой форме.

Найм – аренда физ. лицом жилой площади.

· Коммерческий (частное лицо предоставляет жилую площадь по рыночной цене)

· Социальный (гос-во в лице фед. или местных органов предоставляет жилье из соответствующего фонда (например, офицер приехал на службу и получает служебную квартиру); на соц. найм цена фиксированная.

Договор проката:

Арендодатель – прокатчик (коммерческое лицо с лицензией)

Прокат только для физ. лиц, только для личного использования. Договор ограничен сроком на 1 год.

Аренда транспортных средств:

Финансовая аренда (лизинг):

По договору лизингу одна сторона – лизингодатель, обязуется приобрести, по просьбе другой стороны – лизингополучатель, вещи с целью коммерческого использования. Лизингополучатель обязуется оплатить использование вещей.

Два вида лизинга:

· Оперативный (лизингодатель приобретает вещи по собственной инициативе)

· Финансовый (трехсторонний) (лизингополучатель выбирает сам вещь и продавца)

Платежи, осуществляемые лизингополучателем состоят из лизинговых платежей и премий. После выплаты стоимости товара начинается лизинговая премия.

При оперативном лизинге лизинговые платежи будут меньше.

В оперативном лизинге товар используется меньше срока своей амортизации, в финансовом – товар остается у лизингополучателя, товар полностью амортизируется.

Предмет лизинга – полученный товар.

Договор подряда:

Договор подряда – соглашение, по которому подрядчик обязуется выполнить работу в интересах заказчика, заказчик обязуется принять работу и оплатить.

Самые распространенные: бытовой и строительный.

Подрядчик может привлекать сторонних лиц, при привлечении он становится генподрядчиком, все сторонние лица – субподрядчики. Субподрядчики несут ответственность перед генподрядчиком, генподрядчик – перед заказчиком.

Договор подряда – всегда срочный (исполняется в сроки).

Строительный подряд требует специализированного подрядчика.

Акт приемки – важная составляющая договора (по этому акту заказчик принимает работу и фиксирует, что работа выполнена надлежащим образом; только подписание акта завершает договор).

Источник:
Частные отношения в гражданском праве
Методы регулирования гражданского права: o Диспозитивный (свобода действия сторон, отсутствие одной единственной модели поведения) o Императивный (Характерен и для участников административного
http://lektsii.org/8-87217.html

COMMENTS