Отношение героев к друг другу

Главные герои в рассказе — Цифры — Бунин как относятся друг к другу?

Главные герои в рассказе «Цифры» Бунин как относятся друг к другу?

Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

Рассказ бунина «Цифры» ведется от лица дяди, который раскрывает свое отношение к мальчику и описывает характер мальчика.

Главные герой рассказа «Цифры» дядя любит своего племянника, цитата из текста говорит о о любви дяди к мальчику, но опыт жизни не дает дяде сделать из мальчика слабого избалованного мужчину.

Дядя любит племянника за радость и блаженство в душе от его любви. Каждому из нас радостно , когда нас кто-то любит. Но приступ ненависти к мальчику за его безобразное поведение показывает, что дядя способен на месть ребенку, значит любит мальчика холодной головой, разумной любовью, смотрите вторую цитату

Взаимоотношения дяди и мальчика понятны только им одним, мальчик проверяет , насколько можно управлять взрослым, а дядя сопротивляется чувству жалости к ребенку, которого впереди ждет нелегкая взрослая жизнь.

Источник:
Главные герои в рассказе — Цифры — Бунин как относятся друг к другу?
Рассказ бунина "Цифры" ведется от лица дяди, который раскрывает свое отношение к мальчику и описывает характер мальчика. Главные герой рассказа "Цифры" дядя любит своего племянника, цитата из текста
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2624370-glavnye-geroi-v-rasskaze-cifry-bunin-kak-otnosjatsja-drug-k-drugu.html

Дружба в жизни Печорина (по роману «Герой нашего времени»)

Дружба в жизни Печорина (по роману «Герой нашего времени»)

Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?

Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», – служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.

Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, – ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же. Что делать?всякому своя дорога…» – говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.

Совсем по-другому состоится встреча Печорина с Грушницким: «мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий – человек, чье главное наслаждение – «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его. «Я его понял, и он за это меня не любит».

Драматическая развязка этих отношений не оставляет Печорина равнодушным. «Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один». Нет ответа на вопрос « зачем я жил? для какой цели я родился?

Никто из проходящих мимо вереницей людей не может понять внутреннего мира Печорина. Единственная женщина, которая поняла Печорина «совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями», «Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Но наша надежда на то, что равнодушие главного героя и его разочарованность можно излечить, оказываются напрасными.

Любовь и дружба в жизни Печорина так же невозможна, как и многие другие общепринятые человеческие отношения – не в силу того, что герой плох или хорош, а в силу его характера и отношения к жизни. «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы моей не продам» – так строит свою жизнь Печорин, отрицая и любовь, и дружбу, желая остаться независимым от людей и сам страдая от этого.

«Он скептик и материалист, … а вместе с этим поэт», – говорит Печорин о приятеле, а доктор оттеняет и проявляет то лучшее, что находим мы в характере Григория: аналитический ум, сильную волю, развитый интеллект, искренность. Вместе с тем, невольно сравнивая героев, мы отчетливее воспринимаем и другие качества Печорина – эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.

Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься. А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.

Источник:
Дружба в жизни Печорина (по роману «Герой нашего времени»)
Дружба в жизни Печорина (по роману «Герой нашего времени») Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так,
http://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/druzhba-v-zhizni-pechorina.html

Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги

Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги

В своем романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал двух персонажей, образы которых полностью противоположны друг другу, но при этом схожи. Эти персонажи — Владимир Ленский и Евгений Онегин, именем которого названо произведение.

Для составления характеристики их взаимоотношений друг с другом необходимо проанализировать личность каждого из этих людей.

Евгений — человек светский. Получил стандартное для того времени образование, подобающее аристократу, но есть то, чему его учителя забыли или не захотели научить — моральным устоям. Уже повзрослевшего Онегина часто можно было застать на балу или за просмотром какой-нибудь театральной постановки. Однако несмотря на его тесное общение с обществом, Онегин не чувствует себя его частью. Он ассоциален и не испытывает к людям никаких эмоций. Узнав о болезни своего дяди, Евгений кажется опечален, однако он нехотя навещает своего родственника, тем самым показывая свое равнодушние даже по отношению к близким людям.

Персонаж постоянно купался в женском внимании, что впоследствии начало вызывать у него чувство отвращения, которое не позволило Евгению сразу увидеть в Татьяне нечто новое и дать ход чувствам. Пушкин называл своего персонажа продуктом современного на тот момент общества. В своих строках, поэт сравнивает этого персонажа со льдом.

Владимир Ленский — антипод Евгения. Он сразу представляется как жизнерадостный юноша, верящий в триумф добра в этом мире. Кроме веселого нрава, Владимир имеет развитый ум и преуспевает в литературе и философии, в том числе зарубежной. Однако он является белой в вороной в аристократическом обществе. Ему не интересны ни богатеи, ни темы, которые они обычно обсуждают: деньги, родина и прочее. Возможно именно эта обособленность от общества впоследствии сыграет свою роль и приведет к дружбе между ним и Евгением.

В отличие от своего друга юный поэт открыта к сочувствию и добру ко всему живому, что сочетается с еще одной особенностью его характера — крепким внутренним стержнем, на котором крепятся всего его убеждения. В своих строках, Александр Сергеевич сравнивает его с пламенем.

Характеры данных персонажей разительно отличаются между собой. Так почему же они сблизились? Ниже можно увидеть основные черты их характеров и положения в обществе, так или иначе сближающие их.

  • Они оба являются своеобразными изгоями.
  • Испытывают скуку в окружении людей их статуса.
  • Были образованы.
  • Имели интерес к литературе и философии, что впоследствии приведет к долгим беседам между ними.
  • У обоих есть свой внутренний стержень.

Это интересно: биография Пушкина кратко, основные даты и события.

Ни один человек не может быть схож во всем с другим. Эти два персонажа Пушкина А. С. не исключение. Ниже представлены их отличия друг от друга.

  • Взгляды на мир.
  • Мораль.
  • Мстительность Евгения и наивность Владимира.
  • Интеллект. Хоть обоих нельзя назвать дураками, но Владимир скорее хорошо образован, чем умен.

Дружба двух противоположностей возникла случайно, «от делать нечего». Характеры, ценности, жизненный опыт — все это было совершенно разными в большинстве аспектов, однако у судьбы были другие планы на этих двоих. Встретившись при других условиях, дружба Онегина и Ленского не состоялась бы. Едва ли они обратили бы друг на друга внимание. Вынужденные терпеть навязчивое общество соседей в селькой глуши, Евгений и Ленский сблизились. Юному Владимиру было приятно общество и он всем сердцем хотел подружиться с этим человеком.

Поэт горячо делился с новым другом своими мыслями и мировозрением. Евгений был идеальным слушателем для Ленского, так как он преимущественно слушал, изредка задавая вопросы, но исключительно по делу. Юному поэту было приятно общество и он всей душой хотел подружиться с этим человеком.

Однако несмотря на вышеперечисленное, трудно назвать Онегина и Ленского настоящими друзьями до гроба.

Их связывал случай и не более. В конце концов ни один друг не убьет другого. Между ними произошел конфликт, который повлек за собой дуэль, а как следствие — смерть Ленского. Причина конфликта пустяковая — Владимир уговорил Евгения пойти на именины Татьяны, где и произошли события, повлекшие за собой дуэль.

Желая отомстить поэту, за пребывание в скучном обществе семейства Лариных, Евгений начал всячески смущать Ольгу — возлюбленную Владимира, одаривая ее комплиментами и танцуя лишь с ней. Своими действиями он заставлял нервничать и другую личность — Татьяну, влюбленную в Евгения.

Оскорбленный таким поведением Ольги и Онегина, которого он считал другом, поэт вызвал последнего на дуэль. Незадолго до нее, Ленский осознал всю пустяковость их конфликта. Перед своей кончиной он надеялся, что Онегин не выстрелит, но он все-таки выстрелил, поставив жирную точку в этой истории.

В конечном итоге Евгений тоже пострадал, хоть его раны и не были материальны. Разбитое сердце восстановится, однако жизнь уже не вернуть.

Источник:
Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги
Анализ взаимоотношений Владимира Ленского и Евгения Онегина. Причины их сближения и возникновения дружбы. Схожее и различное в характерах персонажей.
http://obrazovanie.guru/literatura/evgenij-onegin-i-vladimir-lenskij-druzya-ili-vragi.html

ЛЮБОВЬ — такая разная

«> 24 Сен 2012 13:23

Леди, подскажите, пожалуйста, романы, где ГГ-й принуждвет к близости ГГ-ню шантажом (не силой), так, чтоб она сама пришла. Например, как в книге Райдо Витич «Игры олигархов». Только не такое. зубодробительное . Спасибо

«> 16 Окт 2012 19:12

Дамы! Хотелось бы почитать книги,где герои не доверяют друг другу. И это недоверие почти разрушило бы их отношения или почти привело к другим фатальным последствиям.

«> 18 Окт 2012 21:43

Герои любят друг друга с детства , но по каким-то причинам вынуждены расстаться, их разлучили, но они встретились вновь.

«> 23 Окт 2012 19:55

Совсем, совсем забыли любовь С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА . Про нее пишут?
И пожалуйста, пусть Гг-й/Гг-ня понимают, что влюбились именно в тот момент, когда влюбились, то есть с того самого первого взгляда.
То есть воспоминания задним числом не считаются. Это нам так всегда кажется, что мы к кому-то относились, как в данный момент, а ведь забываем, что все было совсем не так.

Источник:
ЛЮБОВЬ — такая разная
«> 24 Сен 2012 13:23 Леди, подскажите, пожалуйста, романы, где ГГ-й принуждвет к близости ГГ-ню шантажом (не силой), так, чтоб она сама пришла. Например, как в книге Райдо Витич «Игры
http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic.php?t=15472&start=30

Любовь в — жизни героев романа — Отцы и — дети

Любовь. Сильнейшее и самое могущественное из всех человеческих чувств. Она не может пройти бесследно — душа каждого человека неизбежно меняется под её воздействием. В произведении «Отцы и дети» И. С. Тургенева любовь играет огромную роль для каждого из героев, заставляя их пересматривать свои главные ценности, жизненные принципы, манеру поведения. Самым тяжёлым испытанием она оказалась для Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В каждом из них словно бы что-то надломилось, навсегда изменив их натуру.

Что значила любовь для Базарова? Ведь вначале молодой нигилист полностью отрёкся от неё, назвав «романтической чепухой», «белибердой, непростительной дурью…». Он считал, или, вернее, хотел думать, что любовь исчерпывается физическим влечением людей друг другу. Страх быть отвергнутым, неуверенность в себе — вот что заставляло его столь резко отрицать настоящую природу этого великого чувства. Его увлечение Фенечкой словно бы подтверждало тот смысл, который он вкладывал в понятие любви. Эта девушка привлекла Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, — молодостью, чистотой, непосредственностью. Но в Фенечке не было никакой особенной глубины, и потому чувство, которое она вызывала у окружавших её мужчин, не было утончённым и возвышенным.

Отношения Аркадия Кирсанова с Катей сложились совсем другим образом: из дружбы они постепенно переросли в спокойную и светлую любовь. Эта линия романа оттеняет трагическую историю Базарова и Одинцовой, придавая ему равновесие и законченность. С Катей Аркадий становится самим собой: раскрывается его нежная художественная натура, которую ему приходилось скрывать в общении с Базаровым. Поэтому между ним и Евгением происходит отчуждение, они избегают друг друга.

Любовь играет существенную роль и в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович отдается мирному течению деревенской жизни. «Десять лет прошли как сон». Смерть жены — страшный удар для Николая Петровича. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хоть немного развеяться… но тут настал 48-й год».

Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее. «…Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего…» Молодость, красота и свежесть Фенечки — это именно то, что привлекло в ней Николая Кирсанова.

Любовь Павла Кирсанова к княгине Р. опустошила его жизнь и душу. Безответное чувство нещадно терзало его: «Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал… таскался за ней повсюду… вышел в отставку…». Павел Петрович был словно выбит из колеи: «Десять лет прошло… бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». Узнав о смерти княгини Р., Кирсанов, оставив суету последних лет, поселился в Марьине. Но его внутренний мир уже никогда не мог бы стать прежним, потому что глубокие шрамы, оставленные роковой любовью, навсегда сломили Павла Петровича. По этой причине его тянуло к Фенечке — она была для него олицетворением спокойствия, домашнего уюта и тепла, которое ему не было дано ощутить.

Таким образом, любовь для каждого из главных героев романа «Отцы и дети» стала поворотным пунктом в их судьбе — все они изменились под её воздействием. Каждый осознал свое место в жизни, приобрел новые черты характера и утратил старые. Я думаю, что для автора очень важно испытать всех героев своего произведения любовью, потому что после этого их образы становятся полностью завершёнными. И. С. Тургенев глубоко проник в душу каждого из описываемых им людей, создав реалистичный и актуальный во все времена роман.

Источник:
Любовь в — жизни героев романа — Отцы и — дети
Сочинение по произведению Отцы и дети Тургенев: Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети».
http://www.allsoch.ru/sochineniya/8048

Система персонажей

Конкурс Копирайта -К2
Художественное создание должно быть вполне готово в душе художника прежде, нежели он возьмется за перо. Он должен сперва видеть перед собой лица, из взаимных отношений которых образуется его драма или повесть.

Как известно, композиция литературного произведения включает в себя элементы:
— расстановку образов-персонажей и группировку других образов;
— композицию сюжета
— композицию внесюжетных элементов;
— способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в форме дневников, писем)
— композицию деталей (подробности обстановки, поведения);
— речевую композицию (стилистические приемы).

В данной статье разговор пойдет о системе персонажей

1. Система персонажей: элементы и структура
2. Элементы персонажной сферы
Категории персонажей – главные, второстепенные, эпизодические, внесценические
Параметры для определения категории персонажей
3. Структура персонажной сферы
Количество персонажей
Иерархичность системы персонажей
Связи между персонажами – противопоставление, группировка по тематическому принципу, сопоставленность
4. Резюме

Персонаж (литературный герой) — это действующее лицо сюжетного художественного произведения.
Организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система персонажей.

Систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения:
1. как систему взаимоотношений персонажей (борьба, столкновения и т.д.) – то есть с точки зрения содержания произведения;
2. как воплощение принципа композиции и средство характеристики действующих лиц – то есть как позицию автора.

Как и любая система, персонажная сфера характеризуется через составляющие ее ЭЛЕМЕНТЫ (персонажи) и СТРУКТУРУ (относительно устойчивый способ =закон связи элементов).

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕРСОНАЖНОЙ СФЕРЫ

Выделяют следующие КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЖЕЙ:

ГЛАВНЫЕ – находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения,

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ — также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев,

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ — появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных).

По каким же ПАРАМЕТРАМ определяют категорию персонажей?

Их два. Это:
– степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится;
– степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания.

Чаще всего эти параметры совпадают. Так, в «Отцах и детях» Базаров – главный герой по обоим параметрам, Павел Петрович, Николай Петрович, Аркадий, Одинцова – персонажи по всем статьям второстепенные, а Ситников или Кукшина – эпизодические.

Но бывает, что автор возлагает на второстепенный (а то и вовсе эпизодический) персонаж большую содержательную нагрузку.

А бывает и так, что вопрос о разделении персонажей на категории вообще теряет всякий содержательный смысл.

Почти такая же композиция системы персонажей наблюдается в пьесах Чехова, причем дело еще больше осложняется: главных и второстепенных персонажей невозможно различить даже по степени участия в сюжете и объему изображения. При помощи данной системы Чехов показывает «некоторое множество обыкновенных людей, обыденное сознание, в среде которого нет выдающихся, незаурядных героев, на образах которых можно построить пьесу, но в массе своей они тем не менее интересны и значительны. Для этого и надо показать множество равноправных персонажей, не выделяя из них главных и второстепенных; только так и раскрывается в них нечто общее, а именно присущая обыденному сознанию драма несостоявшейся жизни, жизни, прошедшей или проходящей зря, без смысла и даже без удовольствия» (с)

СТРУКТУРА ПЕРСОНАЖНОЙ СФЕРЫ

Сколько персонажей необходимо и достаточно?

Работая над «Тремя сестрами», Чехов иронизировал над собой: «Пишу не пьесу, а какую-то путаницу. Много действующих лиц – возможно, что собьюсь и брошу писать». А по завершении вспоминал: «Ужасно трудно было писать «Трех сестер». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три – генеральские дочки!».

Всякий автор сталкивается с проблемой – все ли герои обязательны? Не затесались ли среди них избыточные? И что делать, если написать массовую сцену хочется, но плодить персов желания нет?
Как у классика, где в пьесу «гражданина Жюля Верна» вводятся «красные туземцы и туземки (положительные и несметные полчища)». (Булгаков. Багровый остров).

Итак, КОЛИЧЕСТВО ПЕРСОНАЖЕЙ.

Для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта.
Как вариант – может быть раздвоение героя — Семен Семенович в очках и без очков (Хармс, «Случаи»).

Максимальное число персонажей не ограничено.
По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Толстого около 600 действующих лиц, в «Человеческой комедии» Бальзака — около 2 000. (Для сравнения – население средневекового западноевропейского города составляло 1-3 тыс. жителей).
Цифры впечатляют.
И сразу вопрос – а сможете ли вы создать произведение с подобным количеством действующих лиц? Нет, напихать персонажей в сюжет легко. Но затем придется ими управлять – чтобы ваша вещь не выглядела, как телефонный справочник.

ПЕРСОНАЖИ ОБЯЗАНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ.

Некоторым это удается. Например, мультиперсонажные вещи Кинга – «Необходимые вещи» (Needful Things), «Армагеддон» (другой перевод — «Противостояние» The Stand), «Под куполом» (Under the Dome).

Или классический пример – Гомер, «Одиссея». Филологи установили более 1700 связей между 342 персонажами поэмы. Между персонажами есть связь, если по сюжету они встречаются, разговаривают друг с другом, цитируют слова друг друга третьему персонажу или из текста ясно, что они знакомы. По структуре «Одиссея» удивительным образом напоминает социальную сеть – типа Фейсбука или Твиттера. История повторяется?))

Итак, система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персами, то есть понятие, относящееся к композиции произведения.

Важнейшее свойство системы персонажей – ИЕРАРХИЧНОСТЬ.
Об этом мы уже говорили здесь:

В большинстве случаев персонаж находится в точке пересечения трех лучей.
Первый – это друзья, соратники (доброжелательные отношения).
Второй – враги, недоброжелатели (враждебные отношения).
Третий – прочие посторонние люди (нейтральные отношения)
Эти три луча (и люди, в них находящиеся) создают строгую иерархическую структуру http://proza.ru/2013/12/17/1652

«Сюжет в его становлении есть в первую очередь создание системы персонажей. Важным этапом является установление центральной фигуры и затем установление остальных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются» (Г.А. Шенгели)

Выделяют два типа СВЯЗИ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ – по сюжету (теза-антитеза) и по соотношению характеров.

Наиболее простой и часто встречающийся случай – ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ двух образов друг другу.
Моцарт и Сальери, Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц, Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш.

Несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например, в комедии Грибоедова «Горе от ума», где важны даже количественные соотношения: недаром Грибоедов писал, что в его комедии «двадцать пять глупцов на одного умного человека».

«Действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай — это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» (Томашевский Б.В. Поэтика)

Так, в «Анне Карениной» основная композиционная группировка персонажей – по заявленному в начале романа тематическому принципу: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Различные семьи в романе по-разному развивают эту тему.

В «Отцах и детях», помимо очевидного и реализованного в сюжете противопоставления Базарова всем остальным персонажам, осуществляется и другой, более скрытый и не получающий воплощения в сюжете композиционный принцип, а именно сопоставленность по сходству двух групп персонажей: с одной стороны – это Аркадий и Николай Петрович, с другой – Базаров и его родители. «И в том и в другом случае эти персонажи воплощают в себе одну и ту же проблему – проблему взаимоотношения поколений. Тургенев показывает, что, какими бы ни были отдельные люди, проблема по своей сути остается одной и той же: это горячая любовь к детям, для которых, собственно, старшее поколение и живет, это неизбежное непонимание, стремление детей доказать свою «взрослость» и превосходство, драматические внутренние коллизии вследствие этого, и все-таки, в конце концов неизбежное духовное единение поколений» (с)

Бывают и более сложные композиционные связи между персонажами.

Остальные персонажи также организованы вокруг Раскольникова по тому же принципу; он как бы многократно отражается в своих двойниках, но отражается с искажениями, или же неполно.
Так, Разумихин сближается с Раскольниковым своей рассудочностью и уверенностью, что жизнь можно устроить без Бога, опираясь лишь на себя самого, но резко противопоставлен ему, так как не приемлет идею «крови по совести».

Порфирий Петрович – антипод Раскольникова, но и в нем есть что-то раскольниковское, потому что он быстрее и лучше всех понимает главного героя.

Лужин берет практическую часть теории Раскольникова о праве на преступление, но полностью выхолащивает из нее весь возвышенный смысл. В «новых течениях» он видит лишь оправдание своего беспредельного эгоизма, полагая, что новая мораль дает ему санкцию стараться только для своей пользы, не останавливаясь ни перед какими нравственными запретами. Лужин отражает философию Раскольникова в кривом зеркале цинизма, и сам Раскольников с отвращением смотрит на Лужина и его теорию – таким образом, перед нами еще один двойник, еще один близнец-антипод.

Свидригайлов, как это свойственно иронику, доводит идеи Раскольникова до логического конца, советуя ему бросить думать о благе человечества, о вопросах «человека и гражданина». Но, как всякий проник, Свидригайлов не приемлет теории Раскольникова лично для себя, скептически относясь к любой философии. И Свидригайлов вызывает у Раскольникова отвращение; они опять-таки оказываются несовпадающими двойниками, близнецами-антиподами.

Такая композиция системы персонажей вызвана необходимостью поставить и решить сложные нравственно-философские вопросы, рассмотреть теорию главного героя и ее воплощение на практике в самых различных применениях и аспектах. Композиция здесь, таким образом, работает на раскрытие проблематики» (с) Л.В. Чернец. Система персонажей.

Система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персами, то есть понятие, относящееся к композиции произведения.

Система персонажей раскрывает содержание произведений, но — сама она являет одну из сторон их композиции.

Композиционная группировка персонажей осуществляется в соответствии с теми ТЕМАМИ и ПРОБЛЕМАМИ, которые эти персонажи воплощают.

Главные персонажи, те, чья судьба привлекла особое внимание писателя, называются героями. Прочие персонажи разделяются на второстепенные, подсобные и случайные или обстановочные. При этом возможны следующие осложнения: второстепенные персонажи могут, привлекая внимание читателя, привлекать в то же время его сочувствие или несочувствие; в первом случае автор обыкновенно стремится поставить пределы заинтересованности читателя. (с) Г.А. Шенгели.

Выделяют два типа СВЯЗИ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ – по сюжету (теза-антитеза) и по соотношению характеров.

Источник:
Система персонажей
Конкурс Копирайта -К2 Художественное создание должно быть вполне готово в душе художника прежде, нежели он возьмется за перо. Он должен сперва видеть перед собой лица, из взаимных отношений которых
http://www.proza.ru/2014/01/12/578

COMMENTS