Межличностные отношения с друзьями

Как выстраивать межличностные отношения

Человек не может в основе своей — жить отдельно от общества (социума, куда входит: родительская семья, родственники, детский сад, школа, ВУЗ, и т.д.), другими словами, человек и окружающая его среда – это единый организм, «гештальт», структурное целое, которое непрерывно взаимодействует и взаимовлияет друг на друга.

Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.Таким образом, если я хочу, чтобы мое окружение изменилось (или кто-то из моего окружения), то начинаю с себя.

— Я останавливаю процесс игнорирования себя, начинаю замечать, что со мной происходит на уровне ощущений, мыслей и чувств в тех или иных ситуациях, и начинаю взаимодействовать с окружающими меня людьми, исходя из следующих факторов:

подходит, предпочитаю, выбираю – приближаюсь и сокращаю дистанцию;

не подходит – отдаляюсь или держу дистанцию на том расстоянии, которая меня устраивает, или, при которой, я ощущаю себя комфортно и безопасно.

Осознавание собственных границ позволяет видеть, чувствовать и чужие границы, ориентироваться во взаимодействие с окружением, и если кто-то захочет, без вашего ведома, залезать на ваши границы или территорию и наводить там свои порядки, то уметь сказать «Нет» или «СТОП», опираясь на себя и свои предпочтения, как это уже говорилось выше.

При взаимодействии с другим человеком: каждый имеет полное право попросить то, что ему необходимо, без уничижения и заискивания. Другой же имеет полное право сделать вам любезность и согласиться, или отказать без чувства вины.

Есть и другой вариант: каждый имеет полное право попросить то, что ему необходимо и ожидать, что вы выполните его просьбу, и чувствовать при этом удовлетворение от приобретенного, и, расстраиваться, если не получил желаемого, зная, что другой имеет полное право отказать. При этом, каждый отвечает сам за возникновение тех или иных чувств и переживаний, и соответственно, не несет ответственность за чувства и эмоциональные переживания другого человека.

Поэтому, в данной ситуации самым верным решением станет ваша позиция наблюдателя (посмотреть на это как бы со стороны). И получая ответ на свой вопрос: «Из какой роли я это делаю? Какая моя потребность за этим стоит?» Вы начинаете четко осознавать происходящее, и если для кого-то что-то делаете, то делаете это осозннано, четко давая себе отчет о последствиях происходящего.

Если вы помогаете от чистого сердца и у вас чистые помыслы, то вне зависимости от реакции принимающего, вы остаетесь верным себе.
А если у вас есть вторичная выгода, или, вы это делаете из чувства страха осуждения, вины или стыда, жалости (сверху вниз), и на другом конце вы не получили ожидаемой ответной реакции, то ваша душа не будет спокойна, а станет маяться и беспокоиться.

И если говорят, что «Мы ответственны за тех кого приручили», но наш мир дуален и многогранен, поэтому, важно иметь в виду и другую полярность для полноты и целостности мира: если мы кого-то приручили, то ответственность здесь обоюдная, так как, другая сторона уже заведомо согласилась на собственное приручение, и тогда,ответственность лежит не только на тех, кто приручил, а также и на тех, кто позволил себе приручиться.

Источник:
Как выстраивать межличностные отношения
Человек не может в основе своей — жить отдельно от общества (социума, куда входит: родительская семья, родственники, детский сад, школа, ВУЗ, и т.д.), другими с …
http://www.b17.ru/article/13410/

Межличностные отношения

Межличностное общение как взаимодействие между людьми, условие их взаимопонимания и взаимоотношений между ними является процессом, который может рассматриваться как система «человек – человек» во всей многогранной динамике ее функционирования.

Межличностное взаимодействие представляет собой реально функционирующую связь субъектов, наделенных сознанием и целенаправленной взаимозависимой активностью. Понятие «межличностное взаимодействие» объединяет не только частные понятия, такие как «взаимопонимание», «взаимопомощь» («взаимное содействие»), «сопереживание», «взаимное влияние». В него включаются и противоположные категории – «взаимное непонимание», «противодействие» или «отсутствие действия», «отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния».

Межличностные отношения можно рассматривать с различных сторон. С одной стороны, к межличностным отношениям относят субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно обнаруживаются в характере и методах взаимообусловленных воздействий, проявляемых людьми в ходе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения можно описать как систему установок, ориентаций, стереотипов и т. д., благодаря которым люди имеют возможность воспринимать и оценивать друг друга. Эти элементы межличностных отношений образуют базис социально-психологического климата в коллективе, поскольку опосредствованы не только содержанием и целями совместной деятельности, но также ее ценностями и организацией.

Каждому человеку, индивиду, в течение жизни приходится исполнять различные социальные роли, которые указывают на его место в системе общественных отношений, установленный нормой образец поведения, ожидаемый от находящегося на этой позиции. Если исполнители социальных ролей, вступая во взаимоотношения, не учитывают особенностей их исполнения, то общественные отношения становятся безличностными. Если же в стиле исполнения социальной роли проявляются личностные черты, вызывающие у других членов коллектива ответные реакции, мы говорим о формировании системы межличностных отношений.

Известно, что индивид становится личностью только в условиях формирования его в группе, вследствие чего личность выступает как непосредственный и опосредованный выразитель внутригрупповых отношений. Группа наделена высокой степенью значимости для личности, поскольку характеризует определенную систему деятельности, заданную ее местом в системе общественного разделения труда. В то же время группа и сама предстает в качестве субъекта отдельного вида деятельности, на основании чего она включается в систему общественных отношений. Таким образом, только группа может отражать в полном объеме коренные особенности социального строя, в условиях которого она возникла и осуществляет свою деятельность.

Социальную роль (аспект или часть деятельности личности), которую индивид выбирает и играет в процессе свой жизнедеятельности, следует понимать как безличную норму, не связанную с личными свойствами индивидов, ее выполняющих. Однако те требования, которые эта роль предъявляет к человеку, не всегда являются однозначно сформулированными. В то же время этим требованиям присуща определенная доля объективности.

Естественно, что исполнение роли сопровождается обязательным условием – ее интериоризацией, то есть усвоением личностью. В первую очередь важно, как человек воспринимает, осознает и оценивает свою роль, какое место он отводит ей в своем образе Я и, наконец, какой личностный смысл он вкладывает в нее. Мы видим, что понятие «социальная роль» выступает в качестве связующего звена между деятельностью личности, ее самосознанием и функционированием социальной системы. Без отнесения себя к какой-либо социальной роли личность не может себя определить. Для личности, стремящейся определить свое Я, точкой отсчета служат социальные роли.

В общем числе подходов к описанию внутренних механизмов межличностного взаимодействия (Р. Бейлз), выделяются теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.

Сегодня широкой популярностью пользуется психоаналитический подход, разработанный З. Фрейдом, согласно которому межличностное взаимодействие основано на представлениях, усвоенных в раннем детстве, и конфликтах, пережитых в этот период жизни («все мы родом из детства»). Исходя из этой теории, люди в процессе взаимодействия тиражируют и воспроизводят детский опыт. Согласно теории З. Фрейда, притягательность групп для человека и покорность лидерам этих групп объясняется отождествлением их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители, а не личностными качествами лидеров. Мы как бы возвращаемся к более ранним стадиям своего развития, а отсутствие каких-либо ожиданий содействует укреплению власти лидеров групп.

Для общения с другими людьми человек должен придерживаться принятых правил взаимоотношений, отличать правильное и неправильное поведение. Вырабатываемые в обществе социальные нормы принимаются на основе общих представлений и используются для регулирования поведения людей. Групповая (или социальная) норма представляет собой стандарт поведения в обществе, являющийся регулятором отношений. Сфера социальных норм весьма разнообразна – в нее входят образцы поведения, отвечающие требованиям поведения в учебном коллективе или в организации, воинский долг, правила вежливости и т. п.

Эффективность взаимодействия определяется содержанием норм. Нормы, принятые в группе, усваиваются всеми ее членами и регулируют их поведение, позволяя оценить те или иные возможности и способы действия отдельных участников и группы в целом. Таким образом, норма представляет собой целостную систему возможных способов поведения, которые более или менее точно соблюдаются членами группы или общества. Время существования нормы не ограничено, но изменение условий жизни людей может привести к их смене (когда некий стандарт оказался бесполезным или превратился в помеху).

В зависимости от представлений той или иной группы, нормы могут оцениваться положительно или отрицательно. Первую оценку получают нормы, способствующие развитию группы, поддерживающие ее цели и задачи. Соответственно отрицательно оцениваются нормы, препятствующие достижению целей группы.

Уровни проявлений нормы варьируются от общепринятых до групповых. У любой нормы имеются предпосылки, и она возникает при определенных условиях. Как правило, нормы проявляются в значимых для окружающих действиях и ситуациях. Нормы бывают писаные и неписаные, общие для всех (безотносительно личности) и особые (относящиеся лишь к ограниченному кругу людей). Кроме того, нормы различаются по степени и широте допускаемых отклонений и наказаний, предполагаемых за их нарушение.

Следовательно, нормы поведения включают в себя обычаи, нравственные нормы и законы, позволяющие регулировать взаимоотношения между людьми. Народы вырабатывали те или иные обычаи в процесс развития, что позволяло им лучше приспособиться к окружающей среде. Каждому новому поколению передаются общественные нормы в готовом виде. Некоторые наиболее важные для жизнедеятельности общества обычаи приобретают характер нравственных норм.

Источник:
Межличностные отношения
Межличностное общение как взаимодействие между людьми, условие их взаимопонимания и взаимоотношений между ними является процессом, который может рассматриваться как система «человек – человек» во
http://psy.wikireading.ru/61177

Межличностные отношения

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы:

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчинённым.

Неформальные отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.

Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать чёткие разграничения.

К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.

Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.

Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.

Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.

  • Субординационные\паритетные;

Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник – подчинённый).

Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.

Существуют такие виды межличностных отношений:

  • Знакомство– имеет три этапа:
  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
  • приятельство – обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
  • товарищество– деловые отношения на основе общих целей;
  • дружба– устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
  • любовь– наивысшая форма взаимосвязи.

Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.

На искажение чувств могут повлиять такие факторы:

  • неумение отличать истинные намерения от мотивации;
  • умение объективно оценивать нового знакомого;
  • определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
  • стереотипы;
  • форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
  • не восприятие чужого мнения.

Межличностные отношения – это взаимодействие между людьми, которое основывается на установленных моральных принципах, жизненных устоях личности. Существует несколько типов взаимосвязей: формальные и неформальные, личные и деловые, паритетные или субординационные, практичные и эмоциональные. Все они тесно переплетаются друг с другом и выстраиваются в такой последовательности: знакомство – приятельство – товарищество – дружба – любовь.

Источник:
Межличностные отношения
Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с
http://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-6-klass.html

Межличностные отношения

Понятие личности, общения и межличностных отношений

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:

Производственные межличностные отношения.

Бытовые межличностные отношения.

Формальные межличностные отношения.

Неформальные межличностные отношения.

Межличностные отношения включают:

восприятие и понимание людьми друг друга;

взаимодействие и поведение.

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Рисунок 1. Классификация межличностных отношений

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Межличностные отношения базируются на общении. Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

перцептивная сторона общения;

коммуникативная сторона общения;

интерактивная сторона общения.

Выделятся ряд основных функций общения.

Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.

Контактная функция общения предполагает установление коннекции.

Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.

Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.

Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.

Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.

Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем.
  2. Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник:
Межличностные отношения
Из данной статьи вы узнаете понятия личности, общения и межличностных отношений.
http://spravochnick.ru/psihologiya/mezhlichnostnye_otnosheniya/

Межличностные отношения

Департамента образования г. Москвы

Государственное образовательное учреждение

Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»

Работа учащейся 8 класса

Чапуриной Анастасии.
Руководители: Стерлягова Е.В.,

Почему я выбрала проблему межличностных отношений? Именно отношения между людьми являются одной из самых значимых частей в нашей жизни.

Однако, темой моего проекта являются межличностные отношения, в узком эмоциональном значении, т.е. именно личные отношения, в которых человек, прежде всего индивидуальность, а потом уже ученик, учитель, подчинённый, начальник.

В данном случае термин «межличностные» указывает не только на то, что субъектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений людей. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения и т.д.

Итак, в своей работе я попытаюсь раскрыть само понятие межличностных отношений и рассмотреть, как они складываются в малых социальных группах, на примере класса– одной из самых важных социальных групп в жизни подростков.

Целью работы является анализ межличностных отношений среди уч-ся моего класса.

Цель определила основные задачи работы:

  • рассмотреть понятие межличностных отношений;
  • выделить основные статусные позиции, возникающие в процессе межличностных отношений в рамках малых групп;
  • провести социометрическое исследование и выявить статусные позиции уч-ся моего класса.

Основными методамиработы послужили анализ и синтез, обобщение, сбор эмпирической информации.

Цели и задачи обусловили структуру работы: введение, два основных раздела ( теоретический и экспериментальный), заключение.

  1. Понятие и виды межличностных отношений.

Межличностные отношения предполагают общение людей друг с другом, которое реализуется в процессе межличностного взаимодействия. Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько потребностью человека в общении и удовлетворением этой потребности [12].

В словаре русского языка «взаимо…» — первая часть сложных слов в значении взаимный. Слово «взаимный» означает «обоюдный, касающийся обеих сторон». А слово «взаимодействие» — «взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [11, с.73].

Таким образом, межличностное взаимодействие предполагает взаимность, затрагивает интересы, чувства, мысли субъектов отношений [5, с. 25].

По большому счёту, все отношения между людьми, какой бы характер они не носили, — межличностные, так как создавать их способны только личности, в смысле — конкретные люди. Но темой моего проекта являются «межличностные отношения» в узком, специфическом значении. Я имею в виду личные отношения, на которые социальные нормы и правила оказывает невыраженное, косвенное влияние [1, с. 59].

Для таких отношений, прежде всего, важен человек, как субъект, индивидуальная личность, со своей уникальностью и неповторимостью, в отличие от деловых, официальных, партнёрских отношений. Такие отношения носят эмоциональный характер, строятся на основе общих интересов партнёров и мало зависят от их социальных рангов и ролей [5, с. 8]; [1, с. 59].

Термин «межличностные» указывает не только на то, что субъектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений людей. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения, да и, пожалуй, от некоторых видов внутригрупповых отношений. Например, на предприятии, где существуют формальный (официальный) и неформальный (межличностный) уровни отношений.

В современной психологической литературе встречаются довольно разнообразные и порой в некотором смысле противоречивые и неоднозначные представления о межличностных отношениях. Общим в этих определениях является наличие совместной деятельности, которая является ведущей, как для их организации (начала), так и для их развития, определяя тем самым характер отношений между людьми, особенности их восприятия и понимания друг другом, межличностную коммуникацию.

На сегодняшний день в психологии нет общепринятой и разделяемой всеми учёными классификации межличностных отношений, поэтому я решила перечислить некоторые из них.

Н.Н. Обозов классифицирует отношения на приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, отношения знакомства и деструктивные отношения [5, с. 9 — 14].

Существует также классификация отношений на оценочные (восхищение, популярность) и действенные (связанные с взаимодействием),

Мне же наиболее близкой показалась классификация В.В. Столина, разделяющая межличностные отношения на три биполярные шкалы:

  • симпатия – антипатия;
  • уважение – неуважение;
  • близость – отдалённость.

Межличностные отношения проявляются непосредственно в общении. Под общением понимают обмен не только информацией, но и определёнными результатами психической деятельности – мыслями, суждениями, чувствами, оценками и т.п. [10, с. 94].

В социологии активно исследуется понятие «общение», его виды и функции. Например, М.Р. Битянова выделяет четыре основных функции общения:

  1. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности.
  2. Общение выполняет в коллективной деятельности связующую роль.
  3. Общение – важнейшая жизненная потребность человека.
  4. Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста [1, с. 52-56].

Малая социальная группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам, например по совместной деятельности, которая может быть производственной, спортивной, учебной, др. Обычно члены группы хорошо знают друг друга и естественно взаимодействуют между собой. Итак, при совместной учебной деятельности малая социальная группа может являться классом [2, с. 74].

У любой малой группы есть свои отличительные признаки:

  1. Конфигурация эмоциональных статусов членов группы.

Статус ученика в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее, интересней ученик для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимания с его стороны.

Прежде всего, в статусной иерархии выделяются три категории: «популярные», «средние», «непопулярные», которые отличаются числом одноклассников, относящихся к ним положительно и отрицательно.

«Популярные» члены группы имеют значительное число положительных оценок и мало отрицательных. Среди «популярных» в ряде случаев можно выделить «высокостатусных» и «звёзд». «Звезду» можно определить как «душу» класса, эмоциональный центр. «Звезда» выявляется в двух случаях:

  • В классе есть человек, набравший больше всех положительных оценок (и не менее половины от максимального возможного их числа);
  • В качестве «звезды» класса может рассматриваться ученик, который по преимуществу пользуется авторитетом у других «популярных» одноклассников.

Среди «непопулярных» в классе могут существовать ученики со статусами «пренебрегаемых», «отверженных» и «изолированных».

У «пренебрегаемых» есть положительные выборы, но их мало и значительно больше они получают отвержений от других одноклассников, являются эмоционально малопривлекательными для них.

«Отверженные», или «изгои», не имеют положительных выборов, их отличает лишь разное количество отвержений, что и определяет условную силу отверженности каждого. Роднит всех отверженных то, что класс воспринимает их экспрессивно, но отрицательно. В данном случае отверженность – определённое неприятие ученика, его качеств, привычек.

В группу «изолированных» попадают те ученики, которые как бы не существуют для класса, к ним отсутствует как положительное, так и отрицательное отношение одноклассников [1, c. 208-209].

Класс, как и любую малую группу, характеризует то, по каким качествам, за какие заслуги она выбирает самых «популярных» учеников, т.е. лидеров.
Реальное положение ученика в классе определяется не только статусом, но и взаимностью положительных и отрицательных отношений. Чем больше взаимных оценок, тем оно стабильнее и благоприятнее. Но если большинство учеников не определились в своих симпатиях и антипатиях, то класс пребывает в довольно непостоянном положении. [1, c. 209-210].

Характер распределения отрицательных оценок в классе существенно влияет на общение в классе, свидетельствует о некоторых принятых в классе способах решения конфликтов.

В одних классах нет безусловных лидеров, т.е. тех учеников, к которым проявлялось бы исключительно положительное отношение. В таких случаях у любого ученика есть «недоброжелатель». В других же классах есть свои «козлы отпущения». Поэтому в случае конфликта, в первом случае, скорее всего, обвинять будут того, кто действительно виноват, а во втором всю вину свалят на «козлов отпущения». Допустим, последние перешли в другой класс, или даже в другую школу, тогда этот класс «изберёт» новых «козлов отпущения».

Чтобы класс отказался от такой системы поиска виноватых потребуется проведение очень большой работы, ведь нужно будет полное переструктурирование системы отрицательных отношений. [1, c. 210].

Внутри класса, как внутри группы численностью около 25 человек, может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые каким-то образом взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки (диады и триады), а также «отверженные» и «изолированные».

Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в психологическом климате всего класса. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звёзд» и т.п.

Таковы основные характеристики эмоциональной структуры любого класса. [1, c. 210-211].

Я решила рассмотреть эмоциональную структуру малой группы, с помощью социометрического исследования, на примере своего класса. Социометрия, как метод, занимает одно из первых мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение. При социометрических исследованиях особое внимание обращается на эмоциональные моменты взаимоотношений людей (их самооценки и оценки других, симпатии и антипатии, место и роль человека в формальной и неформальной структуре группы и т.д.). Обобщенные данные позволяют установить реальные характеристики членов группы, их действительные формальные и неформальные взаимоотношения, основные параметры группы и т.д.

Современное значение этому понятию придал создатель С. Морено. В качестве теоретических и методологических оснований социометрии выступают концепции, модели, различные познавательные средства и законы, сформулированные Морено в связи с установленными им новыми социальными фактами. Сосредоточив внимание на исследовании малых групп и межличностных отношениях их членов, Морено установил, что положение (статус) личности в группе и состояние самой группы определяются неявными эмоциональными связями и отношениями людей, выражающимися в форме симпатии (притяжения), антипатии (отталкивания) и относительного безразличия. На основе этого он разработал специальные (социометрические) количественные методы изучения социоэмоциональных отношений, имеющие исследовательское, диагностическое и коррекционное значение. [16].

В основу социометрического исследования, которое я проводила в своем классе, вошло три вопроса:

— К кому бы ты обратился за помощью в учёбе? (выявление деловых отношений);

— Кого бы ты пригласил на день рожденья? (выявление неформального аспекта);

— Кого бы ты хотел видеть рядом с собой в следующем, девятом классе? (выявление прогностического аспекта).
В итоге опроса были получены следующие данные.
По первому, деловому, аспекту учащиеся класса заняли следующие статусные позиции:

Приведенная схема показывает, что в классе существуют «звезды», это № 18, №26, высокостатусные (№1, №20, № 12). Большинство класса составляют так называемые «средние», имеющие от 2 до 4 взаимных выборов. К «непопулярным» в этом аспекте относятся № 2, №23, №24, №6, №5 и №13. № 13 и №5 относятся к тем учащимся, к которым никто из класса не захотел обращаться за помощью в учебе. В этом аспекте исследования, они принадлежат к «пренебрегаемым». Действительно, эти учащиеся не демонстрируют больших успехов в учебе.

Во втором аспекте, касающемся неформальных отношений, в нашем классе складывается несколько другая картина.

По-прежнему в статусе звезды находится № 26, рядом с ним по числу взаимных выборов — № 15. Звезда № 18 из делового аспекта в данном случае перемещается в средние. Как мы писали ранее, в коллективе, более 25 человек, образуются микрогруппы, которые явственно видны на рисунке. Это группа из пяти человек ( № 6, №10, №11, №16, №17), триада ( №2, №23, №24) и другие. № 5, который в первом случае явно выходил за рамки успешных, в данном аспекте перемещается в средние, а № 13, к сожалению, так и остается в непопулярных, так называемых, «пренебрегаемых», не имея ни одного взаимного выбора. № 7, занимающий среднюю позицию в первом вопросе, перемещается на уровень «непопулярных», не выбрав никого из своего класса (притом, что несколько человек выбирают его!).

Как правило, люди более равнодушны и терпимы к тому, кто будет находиться рядом с ними в коллективе в будущем. Эту же тенденцию продемонстрировали нам результаты третьего вопроса.


По-прежнему, в высокостатусных пребывает № 26 , и к нему присоединяется № 20. А все остальные имеют не менее трех взаимных выборов, что позволяет отнести их к средним.
Заключение.

Таким образом, межличностные отношения показывают взаимную направленность отношений людей в малой группе. В классе, малой группе более 25 человек, существуют формальный (официальный) и неформальный (межличностный) уровни отношений, связанные с отношениями в учебе с одной стороны, личной дружбой, привязанностями и т.д. в другой.

Проведенное социометрическое исследование позволило определить статусное положение каждого учащегося в нашем коллективе. Выявление одноклассников, имеющих низкий статус по первому или второму аспекту исследования, заставило меня по-новому взглянуть на ситуацию в межличностных отношениях, складывающуюся в нашем классе.

Мне хотелось бы изменить эту ситуацию, не очень приятно осознавать, что рядом с тобой находятся люди, переживающие настоящее одиночество в нашем классе. Но, наверное, деловую репутацию, а значит положительный или хотя бы средний статус каждый из нас может заработать только сам, а вот для того, чтобы успешных в плане неформального общения (аспект 2) стало больше, нам всем нужно внимательные присмотреться друг к другу, особенно, к так называемым «отверженным», потому что людей без хороших качеств просто не бывает.

Источник:
Межличностные отношения
Почему я выбрала проблему межличностных отношений? Именно отношения между людьми являются одной из самых значимых частей в нашей жизни
http://www.psihdocs.ru/mejlichnostnie-otnosheniya.html

Межличностные отношения между людьми

Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях — в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, — индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают МО. Важнейшая черта МО — их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их.

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования — равенства — подчинения и зависимости-независимости.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктивным межличностным отношениям (во властных отношениях их до 52%, а в равностатусных — до 33%), а затем и к конфликтам.

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные). По нашему представлению, данное понятие подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.

Межличностная привлекательность — это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д.

Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти. Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Источник:
Межличностные отношения между людьми
Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они
http://www.informio.ru/publications/id3552/Mezhlichnostnye-otnoshenija-mezhdu-lyudmi

COMMENTS