Гордость за подругу превращающуюся

Вступительный экзамен по русскому языку (письменно)

Экзамен проводится в форме комплексного теста по русскому языку. Тест включает в себя пятьдесят вопросов по основным разделам школьного курса русского языка: фонетика, графика, орфография, орфоэпия, лексикология, фразеология, словообразование, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, лингвистический анализ текста и др. В каждом вопросе теста предусматривается один правильный ответ. Содержание теста ориентируется на действующий в настоящее время в Российской Федерации свод правил орфографии и пунктуации.

Подготовка к экзамену может быть осуществлена с помощью любого из учебных комплексов по русскому языку, по которым реализуется обучение учащихся в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, а также с помощью специализированных пособий по русскому языку, предназначенных для поступающих в вузы.

Продолжительность экзамена – 3 часа.

Результат оценивается по стобалльной шкале: 2 балла за каждый правильный ответ

1. Выберите группу слов, расположенных строго по алфавиту.

а) алоэ, алогичный, алый;

б) берёза, беркут, берлога;

в) вопросный, вопрос, вопреки;

г) голова, голодный, голодать.

2. Выберите слово, в котором ударение падает на первый слог:

3. Выделите слово, в котором совпадает количество букв и звуков:

4. Найдите слово, в котором выделенное сочетание произносится с твёрдым согласным:

5. Отметьте слово с лексическим значением «пренебрегать своими обязанностями»:

6. Найдите пару слов, в которой представлены ПАРОНИМЫ:

7. Отметьте предложение, в котором используется устойчивое сочетание слов (ФРАЗЕОЛОГИЗМ).

а) Мы жадно вдыхали лесной воздух.

б) У вас всё получается вкривь и вкось.

в) Рыбы не было, мы смотали удочки и отправились по домам.

г) Ни рыба, ни мясо в этот день на рынке не продавались.

8. Выберите слово, в котором пропущена буква И:

9. Найдите слово, в котором пропущена буква О:

10. Выделите слово, в котором пишется Ь:

11. Определите, в каком слове пропущена согласная буква:

12. Выберите слово, в котором на месте пропуска пишется Е:

13. Выделите слово, в котором присутствует один суффикс:

14. Найдите слово, в котором есть нулевое окончание:

15. Выберите пару слов, в окончаниях которых пишется только Е:

а) о кител_, в кочевь_;

б) в шинел_, колыш_тся;

в) по геометри_, о галере_;

г) побре_т, закле_т.

16. Выделите слово, в котором на месте пропуска пишется А/Я:

17. Определите, в каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н:

18. Найдите слово, в котором на месте пропуска пишется НН:

а) чище_ые до блеска ботинки;

б) было натопле_о;

в) утлый доща_ик;

г) ю_ый натуралист.

19. Выберите группу слов, в которых НЕ пишется слитно:

а) ничуть (не)глупый, (не)дополучить;

б) (не)уверенность, (не)изящная сумка;

в) (не)хватило терпения, (не)смотря по сторонам;

г) совершенно (не)уместный, (не)единожды.

20. Отметьте предложение, в котором пишется частица НИ.

а) Н_ пойман – н_ вор!

б) Каких небылиц н_ рассказывают!

в) Нет н_малейшего желания.

г) Нельзя н_ сказать об этом.

21. Выделите слово, в котором отмеченный начальный элемент пишется СЛИТНО:

а) (в)связи с ремонтом;

22. Найдите слово, в котором отмеченный начальный элемент пишется через ДЕФИС:

23. Выберите группу слов, которые относятся к ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ:

24. Выделите пример, в котором представлены глаголы СОВЕРШЕННОГО ВИДА:

б) сохнуть, толкнуть;

г) забыть, заехать.

25. Отметьте пример, в котором выделенное слово употреблено в значении ПРЕДЛОГА:

а) встали тесным кругом;

б) стоят кругом меня;

в) повернулся кругом;

г) раздалась команда: «Кругом марш!».

26. Найдите имя существительное, относящееся ко ВТОРОМУ склонению:

27. Выделите примеры, в которых нарушена СОЧЕТАЕМОСТЬ слов:

а) делать ставку на что-либо;

б) выполнять согласно указаний;

в) удостоить награды;

г) скучать по матери.

28. Отметьте словосочетание с УПРАВЛЕНИЕМ:

а) осенью приеду;

б) лес под горой;

в) в моём сердце;

29. Выберите предложение, в котором на месте пропуска ставится ТИРЕ.

а) Повторяем: Татьяна _есть существо исключительное.

б) Большое счастье _уметь находить красоту в обыденности.

в) Бедность _ не порок.

г) Пруд в старинном парке был _ как зеркало.

30. Найдите предложение, в котором на месте пропуска запятая НЕ СТАВИТСЯ.

а) Гордость за подругу _превращающуюся в большевика, смягчила тяжелое положение Павла.

б) Улица_ ведущая в город, была свободна.

в) Льющийся через узкие окна _ свет разбудил путника.

г) Они вступили в коридор_ узкий и длинный.

31. Отметьте предложение, в котором обособленные члены предложения С ДВУХ СТОРОН выделяются запятыми.

а) При виде Калиновича лакей _глуповатый с лица, но в ливрее с галунами_ вытянулся в дежурную позу.

б) Его маленькие _черные_ глаза всегда старались проникнуть в ваши мысли.

в) Полученные_ как аванс_ двести рублей давно уже были истрачены.

г) Я желаю знать_ как проводит время _ моя дочь.

32. Выделите предложение, в котором пропущена ЗАПЯТАЯ.

а) Что за чудо – Дерибасовская улица в четыре часа дня когда с моря дует мартовский ветер!

б) Вы увидите знаменитого писателя, презрительно улыбающегося величию империи.

в) Сама Бережкова, развалясь, сидела на диване.

г) Дождь, зарядивший со вчерашнего вечера, продолжал лить как из ведра.

33. Выберите предложение, в котором на месте пропуска требуется поставить ДВОЕТОЧИЕ.

а) На Дерибасовской гуляют _ настоящие царские генералы.

б) Назвался груздем _ полезай в кузов!

в) В ноябре обещали разные виды осадков _ дождь, снег с дождём и, наконец, снег.

г) Мне сообщили, что _ во-первых, на совещании будут обсуждаться сроки сдачи объекта, а во-вторых, поставки нового оборудования.

34. Определите, сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ представлено в предложении.

В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжёлую, тёмную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, был незапертый книжный шкап, и в нём хранились тяжёлые тома вымершего иллюстрированного журнала.

а) 6; б) 7; в) 8; г) 9.

35. Найдите ОДНОСОСТАВНОЕ предложение.

а) Любопытствующие сбежались быстро, слетелись, как мухи на мёд.

б) Мне не терпелось узнать окончание этой любопытной истории.

в) Рисовать маслом – не такое легкое занятие.

г) Все мои попутчики к вечеру склонны были повернуть назад.

36. Определите, в каком из предложений представлено ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.

а) Жухрай матрос с нами разговаривал.

б) Лётчик Седов должен был вернуться к вечеру.

в) Его пример другим наука.

г) Это был не кто иной как наш участковый врач.

37. Выберите предложение, в котором перед союзом И следует поставить ЗАПЯТУЮ.

а) Около дороги нежно прислонились друг к другу две ивы, старая _и молодая, и о чем-то нежно шептались.

б) В самых первых числах сентября неожиданно похолодало _ и начался нудный осенний дождь.

в) Ветер крепчал _ и грести становилось всё труднее.

г) Мне не давали уснуть впечатления прожитого дня_ и бал, и свечи, и особенное выражение её лица.

38. Отметьте букву, на месте которой допущена ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА

Видя эту сцену, (а) какой-нибудь растерянный отец семейства,(б) у которого от революции переболтались мозги в голове,(в) снова приобретает уверенность в нерушимости, (г) основ государства.

39. Выделите предложение с ПУНКТУАЦИОННОЙ ОШИБКОЙ.

а) Поговаривали, что цыганское золото особенное и будет несчастлив человек, прикоснувшийся к нему с дурными помыслами.

б) Потом когда в город вошли петлюровцы, жить стало невыносимо.

в) Озорная, смешливая, колкая на язычок, она притягивала всеобщее внимание.

г) Здесь были соболя, и жемчуг, и золото, и вообще бог знает что!

40. Найдите предложение, в котором неправильно оформлена ЧУЖАЯ РЕЧЬ.

а) «Где твой паспорт?» – спросил милиционер.

б) Чехов говорил, что знаешь, то и пиши.

в) Ему сказали, чтобы шёл в конец улицы.

г) И только когда он шептал: «Мама, мама!» — ему становилось как будто легче.

41. Выберите предложение, в котором допущена РЕЧЕВАЯ ОШИБКА.

а) Он достиг высочайших вершин знания.

б) Согласно списку не хватает четыре человека.

в) Сколько карандашей недостаёт в коробке?

г) Задув свечу, я мгновенно оказался в темноте.

42. Отметьте предложение, в котором НЕТ речевой ошибки.

а) На заводах сейчас используют более современное оборудование.

б) Для предприятия экономически ущербно реализовывать товары по низким ценам.

в) Коробочка – очень скрытая помещица.

г) Благодаря успешного стечения обстоятельств мы выполнили работу в срок.

43. Определите, в каком предложении нарушена ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ слов.

а) Нарисованный автором внешний облик героя заставляет задуматься о чертах его характера.

б) Он надел в этот день новый твидовый костюм и парадные ботинки.

в) Меня, как вы понимаете, интересует другая альтернатива.

г) Свечи в канделябрах мирно горели и уютно освещали клавиши фортепиано мягким желтоватым светом.

44. Выделите предложение, в котором неправильно используется ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА слова.

а) В потерянном чемодане были модные лосьоны и крема, которые, если задуматься, стоят целое состояние.

б) В следующий раз я постараюсь участвовать в выборах главы нашего города.

в) В школе вчера произошёл очень неприятный инцидент.

г) Здесь соловьи поют особенно громко, заливисто и самозабвенно.

45. Найдите предложение, в котором ОТСУТСТВУЕТ ошибка в употреблении ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА.

а) Думая о далекой родине, его взор туманился.

б) Сравнивая образцы лунного грунта, учёными были установлены особенности их химического состава.

в) Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.

г) Мне кажется, что, получив памятные подарки и услышав слова благодарности, ветераны обрадовались.

46. Расположите предложения в таком порядке, чтобы из них получился ТЕКСТ.

а) Языки, как и другие объективно существующие сложные образования, могут быть классифицированы.

б) Русский язык входит в индоевропейскую семью.

в) В мире насчитывается от двух до пяти тысяч языков.

г) Наиболее известна генеалогическая классификация языков.

д) Самые крупные группы языков именуются семьями.

е) Генеалогическая классификация делит языки на группы по их родству.

47. Определите СТИЛЬ текста, составленного Вами из приведённых выше предложений.

48. Какие ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА определяют стиль данного текста?

а) риторические вопросы и восклицания;

б) специальные термины;

в) стилистически сниженная лексика;

г) эмоционально окрашенные неологизмы.

49. Какое слово в тексте не может быть заменено СИНОНИМОМ?

50. Какие СРЕДСТВА СВЯЗИ предложений НЕ используются в составленном Вами тексте?

а) лексический повтор;

б) соотносительные видо-временные формы глаголов;

в) однородные члены предложения;

г) синонимы, то есть слова с близким лексическим значением.

Источник:
Вступительный экзамен по русскому языку (письменно)
Экзамен проводится в форме комплексного теста по русскому языку. Тест включает в себя пятьдесят вопросов по основным разделам школьного курса русского языка: фонетика, графика, орфография,
http://pandia.ru/text/78/342/472.php

Гордость за подругу превращающуюся

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.
ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

ш. рох, ш. пот
ж. нглер, трущ. ба
ж. рдочка, ш. колад
3. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно?

(не)вежда, (не)подумал
(не)более дюжины, ещё (не)распустившаяся сирень
совершенно (не)интересный фильм, (не)исследованные пути
4. Буква – Ы – пишется

марц. пан
меж. нститутский
ц. ган
5. – Ь – пишется

помощ. ник
невтерпёж.
еш. те
6. Выделите слово, в котором на месте пропуска пишется Я:

се. щий
ненавид. щий
они бор. тся
7. В каком слове пишется буква А

импр. визация
кр. потливый
п. рфюмерия
8. Определите, в каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н:

моше. ик
перче. ый
стекля. ый
9. Выделите слово, в котором отмеченный начальный элемент пишется СЛИТНО:

(в)связи с ремонтом
(по)дешевле
(бюджетно)финансовый
(экс)президент
10. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Было совершенно непонятно как всё это произошло.
Со временем он прославился как наилучший психоаналитик.
Лужин неуклюжим движением плеча сшибал дом, как великий кусок декорации, испускающий вздох пыли.
11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Тут на лице моём выразилось, очевидно, полное отчаяние.
Я помнится шёл по мягкому ковру солдатского сукна.
Они вступили в коридор, узкий и длинный.
12. Выберите предложение, в котором на месте пропуска требуется поставить ДВОЕТОЧИЕ.

Назвался груздем _ полезай в кузов!
В ноябре обещали разные виды осадков _ дождь, снег с дождём и, наконец, снег.
Мне сообщили, что _ во-первых, на совещании будут обсуждаться сроки сдачи объекта, а во-вторых, поставки нового оборудования.
13. Найдите предложение, в котором на месте пропуска запятая НЕ СТАВИТСЯ.

Улица_ ведущая в город, была свободна.
Льющийся через узкие окна_ свет разбудил путника.
Гордость за подругу_ превращающуюся в большевика, смягчила тяжелое положение Павла.
14. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
И закипела работа по этому мосту, как по коре.
Нижняя часть окна была, как будто подёрнута ровным морозом.
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

пара туфель
несколько полотенец
около пятиста километров
16. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: “Тщательно подготовившись к выступлению,”

речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию
в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор
оратор произнёс убедительную речь
17. Речевая ошибка допущена в словосочетании

запасливый человек
воспитательская система
достойный высокой награды
18. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
Учитель пошел в направлении шума и увидел разгоряченных спором учеников.
Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

Я надеюсь, что большинство меня поддержит.
Я надеюсь на то, что большинство меня поддержит.
Многие думают, что в лесных пожарах виноваты туристы.
Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.

Источник:
Гордость за подругу превращающуюся
1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ем
http://wolpik.ru/question/26117620

Задание № 5

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 384

1. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги.

1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (проблема) адаптации системы управления (рыночные преобразования). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Захар, который был ленив от природы, был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию. 2. Бледный свет, который был похож на чуть разбавленную синькой воду, заливал горизонт. 3. Гордость за подругу, которая превращалась в большевика, смягчила тяжелое положение Павла.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Слушатели были покоре(н, нн)ы зач…рова(н, нн)ы повергнуты в раздумья каждому представился самому по себе (в) одиночку пр…мкнуть к тому что веками сл…галось в трагических заблуждениях и оз…рениях разума веч(?)но ищущего себя (во)вне и в (то)же время (в)месте (со)всеми ко(л, лл)ективно воспр…нять Слово уд…сят…ряющее силу пения от сопр…час…ности к нему множ…ства душ… .

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

Источник:
Задание № 5
Согласно техническое задание конструкция должна быть выполнена из металла Необходимо сделать упор проблема адаптации системы управления… Замените определительные предложения причастными оборотами…
http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=72013

Русский язык и культура речи, 6 заданий: Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Фразеологические средства языка; Морфологические нормы; Синтаксические нормы; Нормы правописания

Русский язык и культура речи, 6 заданий: Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Фразеологические средства языка; Морфологические нормы; Синтаксические нормы; Нормы правописания.

Задание 1

Орфоэпические нормы

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Закупорить, заплесневеть, иначе, корысть, красивее.

2. Укажите, какие звуки, Е или Ё, произносятся в словах:

Жердочка, отыменный, затекший, преемник, расседланный, желчь, жернов.

Задание 2

Лексические нормы

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Фаэтон, регламент, рантье, миткаль, катрен.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Главный – заглавный, криминальный – криминогенный, праздный – праздничный, пастырский – пасторский, бережный – бережливый.

Задание 3

Фразеологические средства языка

1. Раскройте скобки, выберите правильный вариант фразеологического оборота.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Марсово поле. 2. Объятия Морфея. 3. Плясать под чужую дудку.

Задание 4

Морфологические нормы

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Третий) авеню, (жаркий) сирокко, (новый) школа-интернат, (пожилой) маэстро, (строгий) рефери.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Погоны, якут, ботинок, западня, сапер.

3. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.

Задание 5

Синтаксические нормы

1. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги.

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

Задание 6

Нормы правописания

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Слушатели были покоре(н, нн)ы зач…рова(н, нн)ы повергнуты в раздумья каждому представился самому по себе (в) одиночку пр…мкнуть к тому что веками сл…галось в трагических заблуждениях и оз…рениях разума веч(?)но ищущего себя (во)вне и в (то)же время (в)месте (со)всеми ко(л, лл)ективно воспр…нять Слово уд…сят…ряющее силу пения от сопр…час…ности к нему множ…ства душ… .

Источник:
Русский язык и культура речи, 6 заданий: Орфоэпические нормы; Лексические нормы; Фразеологические средства языка; Морфологические нормы; Синтаксические нормы; Нормы правописания
Задание 1 Орфоэпические нормы 1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты. Закупорить, заплесневеть, иначе, корысть, красивее. 2. Укажите, какие звуки, Е или Ё, произносятся в словах: Жердочка, отыменный, затекший, преемник…
http://referatbank.ru/market/referat/i/231938/kontrolnaya-russkiy-yazyk-kultura-rechi-orfoepicheskie-normy-leksicheskie-frazeologicheskie-sredstva-morfologicheskie-sintaksicheskie-pravopisanie.html

Текст книги — Как закалялась сталь — Николай Островский

Текст книги «Как закалялась сталь — Николай Островский»

Текущая страница: 25 (всего у книги 25 страниц)

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

В эти тяжелые для него дни Тая, возбужденная и радостная, сообщила:

– Павлуша, я кандидат партии.

И Павел, слушая ее рассказ, как принимала ячейка в свои ряды нового товарища, вспоминал свои первые партийные шаги.

– Итак, товарищ Корчагина, мы с тобой составляем комфракцию, – сказал он, сжимая ей руку.

На другой день он написал письмо секретарю райкома с просьбой зайти к нему. Вечером у дома остановился забрызганный грязью автомобиль, и Вольмер, пожилой латыш, заросший бородой от подбородка до ушей, тряс Корчагину руку.

– Ну, как живем? Ты что же так безобразно ведешь себя? Вставай-ка, мы тебя сейчас же на землю пошлем. – И он засмеялся.

Секретарь райкома провел у Корчагина два часа, забыв даже, что у него вечернее совещание. Латыш ходил по комнате, слушая взволнованную речь Павла, и наконец сказал:

– Брось ты о кружке говорить. Тебе отдохнуть надо, а потом о глазах выяснить. Может, еще не все пропало. Не съездить ли в Москву тебе, а? Ты подумай…

Корчагин перебил его:

– Мне нужны люди, товарищ Вольмер, живые люди! Я в одиночку не проживу. Сейчас больше чем когда-нибудь нужны. Давай сюда молодежь, позеленее которая. Они у тебя на селах влево гнут, в коммуну, – им в колхозе тесно. Ведь комса, если за нею не углядишь, частенько норовит выскользнуть вперед цепи. Я сам такой был, знаю.

– Ты об этом откуда узнал? Ведь только сегодня из района привезли эту новость.

– Может, помнишь мою жинку? Вчера в партию приняли. Она рассказала.

– А, Корчагина, посудница? Так это твоя жинка? Ха, а я и не знал! – И, подумав немного, Вольмер хлопнул себя рукой по лбу: – Вот кого мы тебе пришлем – Берсенева Льва. Лучшего товарища не надо. Вы по натурам даже подходящие. Получится что-то вроде двух трансформаторов высокой частоты. Я, понимаешь ли, монтером был когда-то, отсюда у меня словечки эти, сравнения такие. Да Лев тебе и радио сварганит, он профессор по части радио. Я, понимаешь, у него частенько до двух часов ночи просиживаю с наушниками. Жена даже в подозрение ударилась: где ты, мол, старый черт, по ночам шататься стал?

Корчагин, улыбаясь, спросил его:

– Кто такой Берсенев?

Вольмер, устав бегать, сел на стул и рассказал:

Павел перебил его резким вопросом:

– Почему же вы так его навьючили? Он у вас здесь больше работает, чем раньше.

Вольмер скосил на Корчагина прищуренные глаза:

– Вот дай тебе кружок и еще что-нибудь, и Лев при случае скажет: «Что вы его вьючите?» А сам говорит: «Лучше год прожить на горячей работе, чем пять прозябать на больничном положении». Беречь людей, видно, сможем тогда, когда социализм построим.

– Это верно. Я тоже голосую за год жизни против пяти лет прозябания, но и здесь мы иногда преступно щедры на трату сил. И в этом, я теперь понял, не столько героичности, сколько стихийности и безответственности. Я только теперь стал понимать, что не имел никакого права так жестоко относиться к своему здоровью. Оказалось, что героики в этом нет. Может быть, я еще продержался бы несколько лет, если бы не это спартанство. Одним словом, детская болезнь левизны – вот одна из основных опасностей для моего положения.

«Вот говорит же, а поставь его на ноги – забудет все на свете», – подумал Вольмер, но смолчал.

Вечером второго дня к Павлу пришел Лев. Расстались они в полночь. Уходил Лев от нового приятеля с таким чувством, будто встретил брата, потерянного много лет назад.

Утром по крыше лазили люди, укрепляли радиомачту, а Лев монтажничал в квартире, рассказывая интереснейшие эпизоды своего прошлого. Павел его не видал, но по рассказам Таи знал, что Лев – блондин со светлыми глазами, стройный, порывистый в движениях, то есть именно такой, каким его и представлял себе Павел с первых же минут знакомства.

В сумерки зажглись в комнате три «микро»[58] 58
«Микро» – радиолампы старого типа с малым потреблением тока.

[Закрыть] . Лев торжественно подал Павлу наушники. В эфире царил хаос звуков. Птичками чирикали портовые «морзянки», где-то (видно, близко на море) полосовал пароходный «искровик»[59] 59
«Искровик» – искровой радиопередатчик старого типа.

[Закрыть] . В этом ворохе шумов и звуков катушка вариометра[60] 60
Катушка вариометра – устройство, прибор для настройки радиоприемника.

[Закрыть] нашла и примчала спокойный и уверенный голос:

– Слушайте, слушайте, говорит Москва…

Маленький аппарат ловил на свою антенну шестьдесят станций мира. Жизнь, от которой Павел был отброшен, врывалась сквозь стальную мембрану, и он ощутил ее могучее дыхание.

Видя, как загорелись его глаза, усталый Берсенев улыбнулся.

Спят в большом доме. Беспокойно что-то шепчет во сне Тая. Поздно приходит она домой, усталая и озябшая. Мало видит ее Павел. Чем глубже уходит она в работу, тем реже у нее свободные вечера, и Павлу вспоминаются слова Берсенева:

«Если у большевика жена – товарищ по партии, они редко видят друг друга. Тут два плюса: не надоедят друг другу, и ссориться некогда!»

Что же он может возразить? Этого надо было ожидать. Были дни, когда Тая отдавала ему все свои вечера. Тогда было больше теплоты, больше нежности. Но тогда она была только подругой, женой, теперь же она воспитанница и товарищ по партии.

Он понимал, что чем больше будет расти Тая, тем меньше часов будет отдано ему, и принял это как должное.

Павел получил кружок.

В доме снова стало шумно по вечерам. Часы, проводимые с молодежью, были для Павла зарядкой бодрости.

В остальное время мать с трудом отбирала у него наушники, чтобы покормить его.

Радио давало ему то, что отняла слепота, – возможность учиться, и в этом не знающем преград стремлении забывал мучительные боли продолжавшего гореть тела, забывал пожар в глазах и всю суровую, неласковую к нему жизнь.

Когда луч антенны принес из Магнитостроя весть о подвигах юной братвы, сменившей под кимовским знаменем поколение Корчагиных, Павел был глубоко счастлив.

Представлялась метель – свирепая, как стая волчиц, уральские лютые морозы. Воет ветер, а в ночи занесенный пургой отряд из второго поколения комсомольцев в пожаре дуговых фонарей стеклит крыши гигантских корпусов, спасая от снега и холода первые цехи мирового комбината. Крохотной казалась лесная стройка, на которой боролось с вьюгой первое поколение киевской комсы. Выросла страна, выросли и люди.

А на Днепре вода прорывала стальные препоны и хлынула, затопляя машины и людей. И снова комса бросилась навстречу стихии и после яростной двухдневной схватки без сна и отдыха загнала прорвавшуюся стихию обратно за стальные препоны. В этой грандиозной борьбе впереди шло новое поколение комсы. Среди имен героев Павел с радостью услыхал родное имя Игната Панкратова.

Несколько дней в Москве они жили в кладовой архива одного из учреждений, начальник которого помогал поместить Корчагина в специальную клинику.

Только теперь Павел понял, что быть стойким, когда владеешь сильным телом и юностью, было довольно легко и просто, но устоять теперь, когда жизнь сжимает железным обручем, – дело чести.

Прошло полтора года с вечера, проведенного Корчагиным в кладовой архива. Восемнадцать месяцев непередаваемых страданий.

В клинике профессор Авербах прямо сказал Павлу, что возвратить зрение невозможно. В туманном будущем, когда прекратится воспаление, хирургия попытается оперировать зрачки. Для подавления воспаления предложили принять меры хирургического порядка.

Спросили его согласия, и Павел разрешил делать с собой все, что врачи найдут нужным.

В часы, проведенные на операционных столах, когда ланцеты кромсали шею, удаляя паращитовидную железу, трижды задевала его своим черным крылом смерть. Но жизнь в Корчагине держалась цепко.

Тая находила своего друга после страшных часов ожидания мертвенно-бледным, но живым и, как всегда, спокойно-ласковым.

– Не тревожься, девочка, меня не так легко угробить, я еще буду жить и бузотерить хотя бы назло арифметическим расчетам ученых эскулапов. Они во всем правы насчет моего здоровья, но глубоко ошибаются, написав документ о моей стопроцентной нетрудоспособности. Тут мы еще посмотрим.

Павел твердо выбрал путь, которым решил вернуться в ряды строителей новой жизни.

Кончилась зима, весна открыла оконные рамы, и обескровленный Корчагин, уцелев от последней операции, понял, что больше оставаться в лазарете он не может. Прожить столько месяцев в окружении человеческих страданий, среди стонов и причитаний обреченных людей было несравненно труднее, чем переносить свои личные страдания.

На предложение сделать новую операцию он ответил холодно и резко:

– Точка. С меня хватит. Я для науки отдал часть крови, а то, что осталось, мне нужно для другого.

В тот же день Павел написал в ЦК письмо с просьбой помочь ему остаться жить в Москве, где работает его подруга, ибо дальнейшие его скитания бесполезны. Впервые он обратился к партии за помощью. В ответ на его письмо Моссовет дал ему комнату. И Павел покинул лазарет с единственным желанием больше в него не возвращаться.

Скромная комната в тихом переулке Кропоткинской улицы показалась верхом роскоши. И часто Павел, просыпаясь ночью, не верил, что лазарет остался там, где-то позади.

Тая перешла в члены партии. Настойчивая в работе, она, несмотря на всю трагедию своей личной жизни, не отстала от ударниц, и коллектив отметил эту неразговорчивую работницу своим доверием: она была выбрана членом фабкома. Гордость за подругу, превращающуюся в большевика, смягчала тяжелое положение Павла.

Его навестила Бажанова, приехавшая в командировку. Говорили долго. Павел с жаром рассказывал о пути, которым он в недалеком будущем вернется в ряды бойцов.

Бажанова приметила серебристую полоску на висках Корчагина и тихо сказала:

– Вижу, пережито немало. Но вы не утеряли все-таки незатухающего энтузиазма. Чего же больше? Это хорошо, что вы решили начать работу, к которой готовились пять лет. Но как же вы будете работать?

Павел успокаивающе улыбнулся:

– Завтра мне принесут вырезанный из картона транспарант. Без него я не смогу писать. Строка наползает на строку. Я долго искал выхода и нашел – вырезанные из картона полоски не дадут моему карандашу выходить из рамок прямой строки. Писать, не видя написанного, трудно, но не невозможно. Я убедился в этом. Очень долго ничего не получалось, но теперь я начал писать медленнее, тщательно вывожу каждую букву, и получается довольно хорошо.

Павел начал работать.

Он задумал написать повесть, посвященную героической дивизии Котовского. Название пришло само собой:

С этого дня вся его жизнь переключилась на создание книги. Медленно, строчка за строчкой, рождались страницы. Он забывал обо всем, находясь во власти образов и впервые переживая муки творчества, когда яркие, незабываемые картины, так отчетливо ощущаемые, не удавалось передать на бумагу и строки выходили бледные, лишенные огня и страсти.

Все, что писал, он должен был помнить слово в слово. Потеря нити тормозила работу. Мать со страхом смотрела на занятие сына.

В процессе работы ему приходилось по памяти читать целые страницы, иногда даже главы, и матери порой казалось, что сын сошел с ума. Пока он писал, она не решалась подойти к нему и, лишь подбирая соскользнувшие на пол листы, говорила робко:

– Ты бы чем-нибудь другим занялся, Павлуша. А то где же это видано – писать без конца…

Он смеялся от души над ее тревогой и уверял старушку, что он еще не совсем «сошел с катушек».

Три главы задуманной книги были закончены. Павел послал их в Одессу старым котовцам для оценки и скоро получил от них письмо с положительными отзывами, но рукопись на обратном пути была потеряна почтой. Шестимесячный труд погиб. Это было для него большим потрясением. Горько пожалел он, что послал единственный экземпляр, не оставив себе копии. Он рассказал Леденеву о своей потере.

– Зачем ты так неосторожно поступил? Успокойся, теперь уж нечего браниться. Начинай сначала.

– Но, Иннокентий Павлович! Украден шестимесячный труд. Это каждый день восемь часов напряжения! Вот где паразиты, будь они трижды прокляты!

Леденев старался его успокоить.

Пришлось все начинать сначала. Леденев добывал бумагу. Помогал печатать написанное. Через полтора месяца возродилась первая глава.

В одной с ним квартире жила семья Алексеевых. Старший сын, Александр, работал секретарем одного из городских райкомов комсомола. У него была восемнадцатилетняя сестра Галя, кончившая фабзавуч. Галя была жизнерадостной девушкой. Павел поручил матери поговорить с ней, не согласится ли она ему помочь в качестве секретаря. Галя с большой охотой согласилась. Она пришла, улыбающаяся и приветливая, и, узнав, что Павел пишет повесть, сказала:

– Я с удовольствием буду вам помогать, товарищ Корчагин. Это ведь не то что писать для отца скучные циркуляры о поддержании в квартирах чистоты.

С этого дня дела литературные двинулись вперед с удвоенной скоростью. За месяц было так много сделано, что Павел даже удивился. Галя своим живейшим участием и сочувствием помогала его работе. Тихо шуршал ее карандаш по бумаге – и то, что ей особенно нравилось, она перечитывала по нескольку раз, искренне радуясь успеху. В доме она была почти единственным человеком, который верил в работу Павла, остальным казалось, что ничего не получится и он только старается чем-нибудь заполнить свое вынужденное бездействие.

Вернулся в Москву уезжавший в командировку Леденев и, прочитав первые главы, сказал:

– Продолжай, друг! Победа за нами. У тебя еще будут большие радости, товарищ Павел. Я верю твердо, что твоя мечта возвратиться в строй скоро исполнится. Не теряй надежды, сынишка.

Старик уходил удовлетворенный: он встречал Павла полным энергии.

Приходила Галя, шуршал по бумаге ее карандаш, и вырастали ряды слов о незабываемом прошлом. В те минуты, когда Павел задумывался, подпадал под власть воспоминаний, Галя наблюдала, как вздрагивают его ресницы, как меняются его глаза, отражая смену мыслей, и как-то не верилось, что он не видит: ведь в чистых, без пятнышка, зрачках была жизнь.

По окончании работы она читала написанное за день и видела, как он хмурится, чутко вслушиваясь.

– Чего вы хмуритесь, товарищ Корчагин? Ведь написано же хорошо!

После неудачных страниц начинал писать сам. Скованный узкой полоской транспаранта, иногда не выдерживал – бросал. И тогда в безграничной ярости на жизнь, отнявшую у него глаза, ломал карандаши, а на прикушенных губах выступали капельки крови.

К концу работы чаще обычного стали вырываться из тисков недремлющей воли запрещенные чувства. Запрещены были грусть и вереница простых человеческих чувств, горячих и нежных, имеющих право на жизнь почти для каждого, но не для него. Если бы он поддался хотя бы одному из них, дело кончилось бы трагедией.

Поздно вечерами приходила с фабрики Тая и, перебросившись с Марией Яковлевной вполголоса несколькими словами, ложилась спать.

Дописана последняя глава. Несколько дней Галя читала Корчагину повесть.

Завтра рукопись будет отослана в Ленинград, в культпроп обкома. Если там дадут книге «путевку в жизнь», ее передадут в издательство – и тогда…

Тревожно стучало сердце. Тогда… начало новой жизни, добытой годами напряженного и упорного труда.

Судьба книги решала судьбу Павла. Если рукопись будет разгромлена, это будут его последние сумерки. Если же неудача будет частичной, такой, которую можно устранить дальнейшей работой над собой, он немедленно начнет новое наступление.

Мать отнесла тяжелый сверток на почту. Наступили дни напряженного ожидания. Никогда еще в своей жизни Корчагин не ждал писем с таким мучительным нетерпением, как в эти дни. Павел жил от утренней почты до вечерней. Ленинград молчал.

Молчание издательства становилось угрожающим. С каждым днем предчувствие поражения усиливалось, и Корчагин сознался себе, что безоговорочный отвод книги будет его гибелью. Тогда больше нельзя жить. Нечем.

В такие минуты вспоминался загородный парк у моря, и еще и еще раз вставал вопрос:

«Все ли сделал ты, чтобы вырваться из железного кольца, чтобы вернуться в строй, сделать свою жизнь полезной?»

Много дней спустя, когда ожидание становилось уже невыносимым, мать, волнуясь не меньше сына, крикнула, входя в комнату:

– Почта из Ленинграда.

Это была телеграмма из обкома. Несколько отрывистых слов на бланке: «Повесть горячо одобрена. Приступают к изданию. Приветствуем победой».

Сердце учащенно билось. Вот она, заветная мечта, ставшая действительностью! Разорвано железное кольцо, и он опять – уже с новым оружием – возвращался в строй и к жизни.

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Источник:
Текст книги — Как закалялась сталь — Николай Островский
Читать книгу Как закалялась сталь Николая Алексеевича Островского — страница 25 текста книги : артийные шаги. – Итак, товарищ Корчагина, мы с тобой составляем комфракцию, – сказал он, сжимая ей руку. На другой день он написал письмо секретарю райкома с просьбой зайти к нему. Вечером у дома оста
http://iknigi.net/avtor-nikolay-ostrovskiy/67571-kak-zakalyalas-stal-nikolay-ostrovskiy/read/page-25.html

COMMENTS