Духовный рост человека

Болезнь как возможность духовного роста

Давно хотела написать на тему духовного и личностного роста, высказать свою точку зрения.

Часто в своей жизни мне приходилось встречать людей, которые занимаются так называемым «Духовным ростом».

Да к тому же, видится мне, это как будто модно сейчас: всюду проводят семинары, читают лекции на эту тему, и слушатели активно идут.

Что такое «Духовный рост» с точки зрения его последователей?

Кто чаще всего становится на путь «Духовного роста»?

Почему многие люди предпочитают материальной духовную жизнь?

Как представлен Личностный рост на рынке услуг?

Что такое «Духовный рост» на самом деле?

На эти и другие вопросы я постараюсь дать ответы, чтобы кому-то стало понятно и, быть может, помогло определиться с выбором.

1. Что такое «Духовный рост» с точки зрения его последователей?

Я не буду утверждать от имени всех, просто скажу о том, что бросается в глаза.

Во-первых, люди, занимающиеся «Духовным ростом» , любят всякую мистику, ритуалы, загадочность, обряды и т.д. То есть одна из составляющих, по их мнению, это как раз выполнение всяческих ритуалов.

Например, для христиан — это идти в церковь и стоять на Богослужении, молиться, креститься, женщинам — закрывать колени и голову в храмах и т.д.

Для буддистов — это стричь наголо голову, посещать хуралы, лам, медитировать;

Для индуистов — это петь мантры, отказаться от говядины, предлагать перед едой пищу Божествам, носить метки, посыпать голову пеплом;

Для иудеев — это молитвы, носить цицит, обрезание;

Для мусульман — это чтение Корана, намаз, обрезание.

Не буду перечислять еще сотню религий и их обряды, кроме того, существует также великое множество различных ответвлений и течений, которые также имеют свои ритуалы и другие правила. И даже если они не имеют прямого отношения к религии, то в их основе все равно лежит мистический компонент: эзотерики, мистики, ведруссы и т.д — эти течения также причисляют себя к духовным.

Проанализировав такой огромный список различных «Духовных» течений, невольно приходишь к выводу, что идти Духовным путем — это значит обязательно примкнуть к какой-либо «секте», как бы она там ни называлась, верить в сверхестественное.

Итак, огромное количество людей нашей планеты состоит в самых разных институтах «Духовного роста»; своей задачей они видят исполнение правил, законов, предписаний, указаний(!), ритуалов данной организации или направления. И многие эти «законы»имеют вполне нравственное основание: не убий, не укради, уважай старших..

Приходим к следующему выводу: если Вы, например, исправно посещаете церковь или соблюдаете экадаши (по русски — пост), поете мантры, читаете духовную литературу, носите определенную одежду, то Вы занимаетесь «Духовным ростом»….

Вас можно отличить по внешним признакам от других людей (например, Вы носите в руке четки) и по выполнению определенных ритуалов. Итак, вывод первый: Духовный рост с точки зрения его последователей — это выполнение правил и ритуалов, служение Высшему, мистическому.

2. Кто чаще всего становится на путь «Духовного роста»?

Я не знаю, возможно, раньше было по-другому, но то, что видно сейчас — в основном, на путь «Духовного роста» в понимании его приверженцев, становятся люди, в чем-то неудовлетворенные социальной жизнью.

Еще чаще в такие «Духовные течения» попадают зависимые, неуверенные в себе люди.

Зависимость — основная причина такого «Духовного роста».

Я думаю, что могу предполагать множество возмущений, но это лишь доказывает данное утверждение.

Неуверенность и зависимость идут всегда рядом.

Кто-то пьет водку, а кто-то молится — с виду кажутся несравнимыми данные пристрастия, но суть одна: что-то этому человеку не хватает внутри себя и он ищет на стороне кого-то или что-то для обретения хотя бы временное равновесие.

Зависимые люди боятся одиночества, ответственности и принятия решений. Они боятся самой жизни. Именно по этой причине они ищут Авторитет (церковь, духовную общину, течение, организацию), чтобы отдать свою власть над собой ( и даже саму жизнь) в его руки, следовать его советам и наставлениям, выполнять их и не думать над вопросами независимой самостоятельной жизни.

Как правило, люди, которые успешно справляются с материальной жизнью, часто и не задумываются о чем-то Высшем, они живут «здесь и сейчас». Бог даже предоставляет нам свободное право решать, впустить Его в сердце или, напротив, закрыться от Него:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20).

Те же, у которых эта материальная жизнь по каким-то причинам не получается, очень часто погружаются в грезы, фантазии и живут «воображаемой жизнью» в своих головах. Они мечтают, что кто-то или что-то спасет их, сделает счастливыми, изменит их существование, избавит от трудностей…

И тогда на помощь приходит «Духовный рост» в виде поклонения той или иной религии, учению упования на высшие силы.

Я встречала бывших наркоманов, которые сейчас «исповедуют» ту или иную религию, несут Знание.

Конечно, лучше ходить в церковь, чем губить свою жизнь кокаином, но, собственно, сама зависимость никуда не делась, поменялась лишь ее форма.

Также часто люди, сталкиваясь с большими жизненными трудностями, начинают искать что-то для себя, способное помочь преодолеть внутренние и внешние препятствия и находят такое спасение в принадлежности какой-либо вере.

Да, конечно, это успокаивает, ведь хотя бы на время появляется определенность, к которой стремится каждый человек.

Есть несколько отличий людей, занимающихся «Духовным ростом»:

— Они имеют большое и больное эго. Раздутое эго позволяет им возвышаться над теми, кто таким «Ростом» не занимается; внутри они считают себя лучше остальных, и в этом — основа болезни их эго;

— Гордыня… «Я такой крутой, я же «Духовным ростом» занимаюсь!;

— Жертвенность. Они готовы отказаться от себя, чтобы «помочь» другому;

— Отрицание и осуждение в себе и других людях недостатков и «темных сторон»: ругаться нельзя, он такой-сякой и т.д.

— Демонстративно добры к окружающим; но это лишь маска, за которой прячется гнев;

— Часто думают о себе, как об «избранных», святых;

— Они нашли способ бегства от жизни. Именно так. Такой «Духовный рост» — это и есть избегание жизни. Глубоко внутри себя такой человек подозревает, что ему просто не по силам справиться самостоятельно с жизнью, он боится ответственности, и тогда появляется «хорошая» лазейка — заняться «Духовным ростом».

— Как правило, такие люди находятся все еще в детской эгоцентрической фазе развития; постоянное желание верить в чудеса и ждать их — подтверждение этому. Они еще не состоялись как взрослые личности и, скорее всего, так и останутся в «детстве».

3. Почему многие люди предпочитают материальной духовную жизнь?

Как правило, люди, вставшие на путь «Духовного развития» часто отказываются от материальной жизни, посвящая всю свою жизнь служению «Богу».

Я не ошиблась, когда взяла два понятия в кавычки.

Служение Богу не подразумевает отказ от жизни, семьи, работы, способностей и т.д.

Но все происходит с точностью до наоборот: такие люди еле сводят концы с концами, обрекая свои семьи, детей на жалкое существование, они не заинтересованы реализовать себя как профессионала, они не развивают свои способности и не реализуют потенциал…

Они…. все валят на Бога, говоря, что он поможет и что Ему так угодно…

Но это лишь еще одна умственная «ловушка» или психологическая защита, как хотите.

Объяснив себе свое бездействие таким вот способом, можно ведь продолжать ничего не делать и оставаться с успокоенной совестью…

Но в основе такого бездействия или равнодушия к материальной жизни лежит огромный страх своей несостоятельности и беспомощности.

«Я не смогу», «У меня не получится», » Я — ничтожество» — вот основные посылы внутреннего (чаще всего, неосознаваемого) диалога.

Если поразмыслить, то тогда получается, что такой «Духовный рост» вовсе не рост, а деградация, ведь человек убегает от трудностей, преодоления себя.

Страх отвечать за свои действия, поступки, страх осуждения и порицания, страх перед Богом, страх и стыд прилюдного позора толкает таких людей в «Духовную жизнь», где они так и не обретают настоящего счастья и Бога.

Зомбирование самого себя и позволение другим управлять твоей жизнью — такой «Духовный рост» на уровне головы плодов не принесет.

У людей, занимающихся ложным Духовным ростом, внутри очень много гнева и других негативных чувств. Это легко можно объяснить: на самом деле такие люди просто превратились в жертв, они отказались от себя и этот отказ создает внутренний конфликт. Вы, наверное, вспомните случаи, когда монашки или монахи так были озлоблены; или «Учитель» возмущался; или в церкви храме на Вас злобно шипели служители…

Когда Духовный рост есть Веление сердца, тогда внутри гармония, Радость, а не гнев…

4. Как представлен Личностный рост на рынке услуг?

Личностный рост — изменения в личности человека, укрепление внутреннего стержня и увеличение потенциала.

Личностный рост понимается двояко: как измеряемый факт, как результат какого-то процесса, и как особый процесс, идущий именно как рост, как естественное разворачивание в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой.

Наиболее емко о личностном росте, на мой взгляд, сказал М. Фуко: «Мы должны сами себя основать и изготовить как произведение искусства.»

Само понятие включает и ответ: мы должны взрасти в себе как Личность, т.е. пройти все стадии психического развития от детства до зрелости.

Нет, возраст здесь ни при чем, речь идет о психической зрелости. По иному, мы должны обрести психическое здоровье и стать Взрослыми.

Дело в том, что если Вы в детстве получили психическую травму (например, над вами смеялись родители или сверстники; или мама и папа все время ругали), то Вы, соответственно, зафиксировали эту боль в подсознании и с того самого момента эта часть Вашей личности свое развитие приостановила…

Даже если Вы стали по паспорту уже бабушкой или дедушкой, но при всякой похожей ситуации Вы будет вновь чувствовать себя и реагировать как тот трех-пятилетний ребенок…

Следовательно, эта часть личности останется незрелой, если Вы не обратитесь за помощью к психологу и не перепроживете вновь эту ситуацию, осознав те, присущие малышу, чувства и переживания, не интегрировав их в целое.

Взрослых людей много, но вот Взрослых психически — единицы, можно по пальцам пересчитать; а именно психическая зрелость и является показателем Личностного роста.

Еще давно мой любимый гуманистический психотерапевт Карл Роджерс говорил: » «Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком».

Это стремление может как осознаваться, так и не осознаваться, но если ничего не делать в развитии себя, то неудовлетворенность станет вечной спутницей жизни.

Мы либо развиваемся, растем и идет вперед, либо деградируем. Стоять на месте невозможно.

«Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36:4,5). Эти слова как раз о том, чтобы раскрыть свой потенциал, заложенный Природой, Богом, стремиться к самоактуализации.

Я не знаю иного способа обрести Личностную зрелость, кроме как через психотерапевтическую работу над собой со специалистом в этой области (с психологом, психотерапевтом, аналитиком). Такая работа может проводиться индивидуально или в группе (групповая терапия, пролонгированная группа личностного роста).

Основная работа в области Личностного роста идет, несомненно, внутри. Она идет через осмысление, осознание и расширение уровня сознания.

Личностный рост — это:

1. Осознание, что качество жизни в большей степени зависит от самого человека: он сам является ее создателем;

2. Принятие ответственности за свои действия, слова и поступки, а также и за бездействие;

3. Внутренняя эмоциональная устойчивость;

4. Независмость от чужого мнения, оценок;

5. Ощущение себя «Хорошим» просто так;

6. Внутреннее Знание себя;

7. Внутреннее равновесие;

8. Внутренняя свобода;

9. Стремление раскрыть природный потенциал;

Так незаметно Личностный рост переходит в Духовный, когда внутренние силы влекут познать Бога и бесконечность Бытия.

Иногда оба пути идут параллельно, и человек одновременно растет и личностно, и духовно.

Проанализировав в интернете предложения по теме Личностного роста, можно прийти к выводу о том, что в основном представлены навыковые тренинги, т.е. краткосрочные программы, которые развивают какие-либо навыки.

Из предложенных я увидела тренинги по развитию управленческих, коммуникативных, навыков ведения переговоров, ораторского мастерства, финансового успеха, развития карьеры… И даже пикап, сексуальность, тренинги о счастье — все это под одним названием «Личностный рост»…

Возникает вопрос: тренировка поведения и есть Личностный рост? Ну тогда с этой точки зрения люди — биороботы. Как утверждали в свое время классики американской школы бихевиоризма о том, что предметом изучения психологии является не психика, а поведение.

И суть их концепции сводилась к тому, что есть стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная, и эмоциональная реакция окружающих людей.

На самом деле, это далеко не так. Личностный рост — это долгий и кропотливый труд на протяжении всей жизни, раскрытие и развитие своих способностей, реализация творческого потенциала Личности, развитие эмоциональной сферы, гибкости и эмпатии.

Конечной целью личностного роста должна стать самоактуализация.

Об этом хорошо сказали классики гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс. Более того, А.Маслоу составил список самоактуализирующихся личностей, которые являются цветом человечества и примером для подражания.

Таким образом, личностный рост предшествует Духовному, если этот процесс естественен.

Более того, пока не обретешь психическое здоровье, не проработаешь собственные психические травмы, духовными практиками заниматься даже опасно.

Я думаю, Вы слышали, как у многих людей, увлекшихся «Духовным» ростом, не выдерживала психика и случались

5. Что такое «Духовный рост» на самом деле?

На мой взгляд, Личностный и Духовный рост — неразделимые понятия. Невозможно прийти к Духу, не развивая себя как Личность.

Как мы читали выше, если современное «Духовное развитие» — это следствие зависимого поведения, то тогда о каком росте можно вести речь?

В свою очередь, зависимое поведение (разные формы зависимости) есть признак неуверенности и нездоровья…

Духовный рост, на мой взгляд, это сугубо интимный и индивидуальный процесс, им невозможно заниматься за компанию, потому что именно в этот период хочется уединения для того, чтобы познать себя и Бога в себе.

Духовный рост — чаще всего следствие общего личностного развития, когда человек уже настолько псхически зрел, что может понимать законы мироздания, переживать трансцендентные состояния. Иногда Дух открывается человеку вследствие перенесенных тяжелых потрясений, он в этом случае словно «Пробуждается»; недаром есть такое понятие как «Рожденный дважды».

Духовный рост — это открытие Бога (Абсолюта, Истины), собственное Знание, что Он есть, переживания Его присутствия во всем, что окружает. Это Знание о Боге несравнимо со слепой верой в Него. Верит голова, а знает Дух, Душа.

Духовный рост — это выход за пределы своего эго, за пределы себя. Это значит, что мне самому уже почти ничего не нужно, я полон внутри настолько, что могу отдавать себя другим. И при этом ощущать гармонию и радость отдачи.

Духовный рост — это Возрастание в способности любить ближнего и все живое… Именно любить, а не ожидать, когда кто-то тебя полюбит.

Духовный рост — это понимание и ощущение себя равным со всем человечеством, какой бы национальности человек ни был, какой бы религии ни придерживался.

Духовный рост — это поступки, а не слова. Более того, духовно-развитый человек говорит мало ввиду того, что чаще он слушает и продолжает учиться у жизни. Он не любит праздных разговоров.

Духовный рост — это скромность. По-настоящему духовного человека иногда и не отличишь в толпе, потому что он не кричит и не бьет себя в грудь, провозглашая Учителем. Духовный человек навсегда ученик. Он не скажет, что он духовен и что он познал.

Духовный рост — это труд. Труд физический, труд духовный, труд интеллектуальный, труд творческий. Если человек на самом деле на Духовном пути, он тяжело переживает праздность, он постоянно трудится.

Духовный рост не имеет прямого отношения к религиям, течениям, учениям, поскольку идут по Пути чаще всего в одиночку. Иногда — через религию тоже.

Духовный рост — это не поиск удовольствия, это понимание, что вся Жизнь и есть удовольствие, что бы ни происходило.

Духовный рост — это видение мира в целом, без деления на черное и белое, полюса.

Духовный рост — это огромная Воля и работа над ее дальнейшим развитием: невозможно без Воли произрастать в Духе.

Духовный рост — это постоянное преодоление самого себя. Мирный воин, воин Духа.

Духовный рост — это путешествие длиною в Земную Жизнь, это как одному взбираться на крутую каменистую гору.

Духовный рост — это принятие конечности земной жизни и согласие со смертью.

Духовный рост — это всегда и без сомнения самоотдача: тот, кто осознанно встал на этот Путь ( или влечет идти по Духовному Пути), понимает, что он идет в гору, к Богу, произрастает в Духе лишь с единственной целью: чтобы поднявшись на самую вершину, спуститься вниз для служения человечеству, ибо Духовный человек знает, что нет большего счастья, чем служение через отдачу Любви.

Собственно, весь процесс Духовного роста заключается в практике любить….

А теперь подумайте: много ли на самом деле на нашей планете по-настоящему Духовных людей? Если миллиарды встали на этот путь, почему же тогда враждуют разные религии, почему одна конфессия конкурирует с другой, почему за пределами храма ( и даже в храмах!) продолжается насилие, чревоугодие, страсти, разврат, почему дети сдают родителей в дома престарелых, почему не слышат и не любят собственных детей, почему губят Природу, почему такая алчность?

Ответ прост: в том росте нет Любви, т.е. Бога, а есть ритуалы, правила и Власть… Нездоровые люди так удовлетворяют свои комплексы.

Но ведь Бог есть Любовь…

Духовных людей, по-настоящему Духовных, единицы, потому что такой Труд, такую Волю, такую самодисциплину может выдержать лишь тот, кто Духом ведом, сердцем предан Богу и кто также беззаветно любит человечество…

Источник:
Личностный и духовный рост: мифы и реальность
Давно хотела написать на тему духовного и личностного роста, высказать свою точку зрения. Часто в своей жизни мне приходилось встречать людей, которые занимаются так называемым «Духовным
http://www.b17.ru/article/lichnostnyj-i-duxovnyj-rost-mify-i-realn/

Личностный и духовный рост: мифы и реальность

Интерактивная
энциклопедия
эзотерического
знания

Вы увидите свою ауру уже сегодня.
. купив аура камеру
+7 (925) 515-45-48

Когда мы называем определенный тип знаний эзотерическим, подразумевается, что эти знания не являются частью социальной структуры, то есть не развиваются какими-либо общественными институтами; как правило, эти знания дают в той или иной степени альтернативное представление о природе отношений человека с окружающим миром. В данном случае рассматривается вопрос духовного развития человека, и он, несомненно, представлен знанием эзотерическим гораздо в большей степени, чем научным.

Но именно с этим связано одно из важнейших препятствий для процесса действительного духовного роста человека. Предположим, человек, испытывающий потребность развиваться духовно, начинает методично изучать все с самых основ. Сначала он будет поглощать знания, утоляя свой информационный голод, но по мере продвижения неизбежно столкнется с тем, что существует великое множество как традиционных, так и вполне современных учений о духовном развитии, каждое из которых убедительно доказывает свою истинность, отрицая при этом ценность прочих учений. Такая особенность эзотерического знания может серьезно осложнить, если не приостановить наметившийся было прогресс. Между тем, в ходе широкого освоения духовного наследия восточных культур, которое мы можем наблюдать сегодня, указанная особенность дает о себе знать все сильнее.

Уже неоднократно предпринимались попытки синтеза эзотерических учений в пусть относительно четкую, но, главным образом, единую систему знаний. К таким полисинтетическим учениям следует в первую очередь отнести, разумеется, теософию Блаватской и Агни Йогу Рерихов. Однако результатом всех подобных попыток стало только появление еще нескольких вполне самостоятельных учений, пусть и опираются они, бесспорно, на единую основу. Ближе других к осуществлению идеи эзотерического синтеза подошел Г.И. Гирджнев, он указал, что в основе всех философских, религиозных. оккультных и т. п. учений о духовном развитии лежат различные системы психологических знаний о принципах и методах такого развития.

То есть предмет всегда один — духовное развитие человека; а его можно рассматривать как форму психического развития; а суть любых эзотерических учений (эзотерических школ) есть психологические системы воспитания и самовоспитания. Но и при таком подходе остается не вполне ясным сам факт тех различий, которые существуют между школами, потому что все они обращаются к ряду общих психологических тем, проблем и задач.

Относительно ясен лишь тот момент, что поиски духовного роста всегда есть стремление человека подняться над культурологические и социально определенным уровнем своего развития; это бесспорно, так как духовный рост не является биологически определенной потребностью для человека, но суть результат его свободного выбора.

Но если оставить ученым исследователям и гуру вопросы улаживания расхождений и построения единой системы, нам важно как раз хотя бы просто выделить наиболее общие моменты тех механизмов, которые можно считать механизмами духовного развития.

Один из талантливейших и интереснейших авторов, работающих в обсуждаемом направлении, В. Данченко, пишет: «Специфика духовного развития как высшей формы сверхнормативной активности состоит в том, что оно не может быть непроизвольным. Не обладая духовным стремлением, не будучи мотивирован к духовному развитию, человек неспособен и развиваться в данном направлении. Не случайно поэтому духовное стремление полагается всеми школами эзотерической психологии в качестве несущего стержня духовного развития». И несколько далее: «Стремление не может быть беспредметным, это всегда стремление к чему-то, к какой-то цели». Таким образом, стремление — лишь начало, принципиально важно определить также цель.

Какую цель мы имеем перед собой в данном случае? Это неизменно постижение человеком своей собственной и ее подлинного места в мире (иногда через постижение собственного высшего Я, иногда — через осознание своего единства со Вселенной, и т.д.). Разумеется, все вовсе не исчерпывается одним только самопознанием и самосознанием. Потому что ничто не приходит само собой; помимо стремления к цели необходимо также активное действие. В нашем случае это духовная практика в той или иной форме.

Таким образом, стремление, постижение и духовная практика и есть те необходимые условия духовного роста, которые в той или иной форме неизменно присутствуют во всех без исключения эзотерических доктринах и школах. А выбор конкретной школы уже зависит только от индивидуальных предпочтений человека и особенностей склада его ума и личности.

Свобода воли у животных связана с инстинктом и употребляется для выживания, но следует признать, что у каждого живого существа есть своя индивидуальность. А следовательно, и выбор, который оно совершает, диктуется не только внешними силами или рефлексами, но и чем-то никак не связанным с борьбой за существование и выживанием своего вида.

Но, так или иначе, свобода воли есть одно из самых основополагающих свойств именно человеческого существа. Человек, как и все живое, использует свободу воли в двух основных направлениях: выживание и привнесение в мир гармонии. Заметим снова, что инстинктивное стремление к гармонии свойственно всему живому, но с проявлением духовности у человека он данное стремление способен осознавать, а следовательно, и направлять свой выбор к этой цели сознательно. При этом проявления свободы воли начинают несколько менять свой характер.

По мере духовного роста человек все более отчетливо видит в каждом конкретном случае возможные последствия своего выбора в рамках не только личной судьбы, но и судьбы мира. При этом оценка этих последствий и собственно выбор определяются неповторимой индивидуальностью данного человека. По мере духовного роста улучшается и возможность оценки последствий выбора: человек все в большей степени воспринимает мир, как единое целое и все лучше осознает влияние своих поступков на судьбу мира.

Однако критерии у каждого человека остаются индивидуальными.

©ОП!team, 2009-2012. Аура камера MBGA не является медицинским оборудованием, а используется в позновательно-развлекательных целях.

Источник:
Проблемы духовного роста в эзотерике
Проблема духовного роста является основной проблемой большинства эзотерических учений. Мы постарались вкратце орисовать проблематику и дать ответы на распространённые вопросы.
http://auracamera-mbga.ru/problemi_duhovnogo_rosta.htm

COMMENTS