Друзья достаточно образованны

10 способов распознать плохих и ненадежных друзей

Каждый хотел бы иметь рядом с собой настоящего друга — преданного, надежного, который пришел бы на помощь в трудную минуту и никогда не оставил в беде. Но, к сожалению, в нашем окружении не всегда находятся такие люди. Мы можем выбирать, с кем общаться и дружить, поэтому было бы логично не заводить знакомств с ненадежными личностями и эгоистами. Однако проблема заключается в том, что такие нехорошие люди обычно умело скрывают свои негативные качества, чтобы извлечь выгоду от контактов с кем-либо. Дабы вовремя распознать ненадежного человека, который точно не станет хорошим другом, нужно лишь внимательнее изучить его поведение и поискать в нем признаки, которые мы описали в этой статье.

Прощайтесь с эгоистами

Эгоистичные личности не всегда сразу заметны. Они могут длительное время маскироваться под альтруистов, рассказывая о том, как много они помогают другим. Тем не менее, такие «басни» зачастую также продиктованы их склонностью преувеличивать свою значимость и значимость их поступков.

Если вы стали замечать, что человек обращается к вам только тогда, когда это нужно ему, а сам редко приходит на помощь, ссылаясь на занятость или еще что-либо, бегите от такого человека подальше, ведь, очевидно, он использует вас, что очень удобно ему.

Пресекайте попытки самоутвердиться за ваш счет

Если вы заметили, что человек пытается самоутвердиться за ваш счет, используя информацию о ваших негативных сторонах, которую вы сами же ему и доверили, то это еще один признак того, что он желает поддерживать отношения с вами совсем не ради дружбы и взаимовыручки.

Такой человек просто желает иметь рядом кого-то, на чьем фоне он мог бы выглядеть лучше. Это может касаться как внешности, стиля одежды, так и особенностей характера.

8 простых и интересных фокусов, которыми можно удивить детей

Разоблачите лицемеров

Лицемерие — еще один признак того, что отношения с человеком пора заканчивать. Если при личной встрече человек, как кажется, внимательно выслушал вашу проблему, понимающе прокомментировал и даже дал совет, а затем начал рассказывать другим людям о том, как вы надоели своим «нытьем» и как ничтожно мала ваша проблема, то это однозначно лицемер.

Осталось только выяснить, зачем ему нужно общение с вами.

Игроки на публику

Часто бывает так, что человек, которого вы считаете другом, ведет себя с вами совершенно иначе в компании, нежели при общении тет-а-тет.

Он может забывать о вас, делать вид что вы незнакомы, малознакомы или того хуже — отпускать в ваш адрес обидные шутки, а возможно самоутверждаться за ваш счет.

Прощать такое нельзя, ведь такое поведение на публике сигнализирует о том, что вы — не такая уж и важная персона в его жизни.

Пресекайте воровство энергии

Если после общения с конкретным человеком вы чувствуете слабость, подавленность, то, вероятнее всего, вы только что стали жертвой энергетического вампира.

Компьютер — это велосипед: 10 самых впечатляющих цитат Стива Джобса

Такие люди не слишком избирательны и могут питаться энергетикой кого угодно. Для этого они могут, в том числе, войти в круг общения человека, притворившись его другом. Стоит свести общение с такими личностями к минимуму.

Зачем нужны «напоминальщики»?

Если друг постоянно припоминает вам былые ошибки, корит и повторяет фразы вроде «А я же говорил!» или «А я предупреждал!», то это плохой друг.

Ошибки нужны для того, чтобы учиться, а не понижать самооценку или увеличивать чувство вины. Поэтому если вы заметили, что ваш товарищ любит «припомнить», то выразите свое недовольство по этому поводу. Хорошо, если он перестанет это делать, а если нет — то можете смело прекращать отношения.

Ревность — зло

Существуют люди, которые ревнуют своих друзей буквально к каждому столбу. Эти люди — собственники. В их понимании, все ваше внимание должно доставаться именно им и только им, а не «каким-то там» родственникам, другим друзьям или вашей второй половинке. Возможно, они страдают от нехватки внимания или имеют какие-либо комплексы.

Какие новинки ожидаются на крупнейшей выставке мобильных технологий Mobile World Congress 2019

Конечно, о друзьях забывать нельзя, нужно хотя бы периодически видеться с ними. Но, как ни крути, все свободное время посвящать им не получится, и они сами должны это понимать и принимать.

До свидания, лжецы

Лжецы — люди, с которыми точно не стоит дружить. Да, ложь — это иногда нормально. Каждый человек лжет, преследуя те или иные цели, например, желая понравиться новому знакомому.

Но когда лжи в ваших с другом отношениях становится очень много, и участником его лжи постоянно становитесь вы, лучше прекратить такую связь, иначе однажды это может зайти слишком далеко.

Прощайте, жалобщики

Жаловаться — это нормально. Человеку иногда нужно, чтобы его выслушал и поддержал друг. Но опять же, этого должно быть в меру. Если вы ощущаете, что вас используют, чтобы поплакать в жилетку, как следует объяснитесь с другом или прекращайте такие отношения немедленно, ведь ничего хорошего из них точно не выйдет, по крайней мере, для вас.

10 интересных и малоизвестных функций и возможностей Photoshop

Зависть — конец дружбе

И конечно же, зависть. Настоящий друг должен радоваться вашим победам. Он не должен видеть в вас соперника, а наоборот — должен гордиться тем, что знаком с вами и смог приложить свою руку к вашим свершениям.

Если между вами и другом встала зависть, то дружбе, определенно, конец.

Фото: из открытых источников

Подписывайтесь на наш Дзен-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!

Источник:
10 способов распознать плохих и ненадежных друзей
Каждый хотел бы иметь рядом с собой настоящего друга — преданного, надежного, который пришел бы на помощь в трудную минуту и никогда не оставил в беде. Но, к сожалению, в нашем окружении не всегда находятся такие люди. Мы можем выбирать, с кем общаться и дружить, поэтому было бы логично не заводить знакомств с ненадежными личностями и эгоистами. Однако проблема заключается в том, что такие нехорошие люди обычно умело скрывают свои негативные качества, чтобы извлечь выгоду от контактов с кем-либо. Дабы вовремя распознать ненадежного человека, который точно не станет хорошим другом, нужно лишь внимательнее изучить его поведение и поискать в нем признаки, которые мы описали в этой статье.
http://runews24.ru/lifehack/26/02/2018/4546972201e06f1d9c3cafd724c3b111

Действительно ли ваши друзья

Экология жизни. Психология: Научные исследования показывают, что мы зачастую искаженно воспринимаем дружбу. Подумайте обо всех тех, с кем вам приходится общаться в течение дня, недели, месяца, года. О тех, с кем вы обмениваетесь мимолетными приветствиями или самыми теплыми объятиями; болтаете о ерунде или поднимаете самые глубокие темы. О людях, которые по какой-то прихоти судьбы населяют ваш мир.

Научные исследования показывают, что мы зачастую искаженно воспринимаем дружбу.

Подумайте обо всех тех, с кем вам приходится общаться в течение дня, недели, месяца, года. О тех, с кем вы обмениваетесь мимолетными приветствиями или самыми теплыми объятиями; болтаете о ерунде или поднимаете самые глубокие темы. О людях, которые по какой-то прихоти судьбы населяют ваш мир. А потом спросите себя, кого из них вы можете назвать своими друзьями — своими верными друзьями.

Последние исследования показывают, что лишь около половины из тех, кого мы считаем друзьями, отвечают нам взаимностью. Кто-то, кого вы называете другом, может в действительности относиться к вам довольно прохладно. И наоборот, человек, которого вы вроде бы едва знаете, может считать вас не разлей вода.

Это поразительное открытие вызвало немало дискуссий среди психологов, неврологов, экспертов по поведению в рабочем окружении, социологов и философов.

Некоторые говорят, что в таком разрыве между реальной и кажущейся дружбой виноват неискоренимый оптимизм, если не эгоцентризм, свойственный всем человеческим существам. Другие указывают на неправильное понимание самого понятия дружбы в эпоху, когда друзьями называются люди из соцсетей, с которыми мы можем ни разу в жизни не обменяться и словом, а переход между различными социальными кругами происходит по мановению руки на экране смартфона. Это не может не беспокоить, ведь качество наших отношений оказывает огромное влияние на наше здоровье и благополучие.

Алекс Пентланд, специалист по компьютерным методам в социологии из Массачусетского технологического университета, — один из авторов исследования, опубликованного в журнале PLoS One под названием «Друг ли вы для ваших друзей? Искаженное восприятие дружеских связей ограничивает способность к смене поведения». Он говорит:

«Людям не нравится мысль, что те, кого они воспринимают как друзей, их самих друзьями не считают».

В ис­сле­до­ва­нии были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны от­но­ше­ния между 84 субъ­ек­та­ми в воз­расте от 23 до 38 лет. Все они при­над­ле­жа­ли к клас­су биз­нес-управ­ля­ю­щих. Их по­про­си­ли оце­нить друг друга по пя­ти­балль­ной шкале бли­зо­сти — от «Я не знаю этого че­ло­ве­ка» до «Это один из моих луч­ших дру­зей». Ока­за­лось, что оцен­ки были вза­им­ны лишь у 53% опро­шен­ных, в то время как сами они пред­по­ла­га­ли, что их чув­ства вза­им­ны, в 94% слу­ча­ев.

Это со­гла­су­ет­ся с дан­ны­ми ря­да­ми дру­гих ис­сле­до­ва­ний о друж­бе, про­ве­ден­ных за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие: при общей вы­бор­ке в более чем 92 тыс. ре­спон­ден­тов уро­вень вза­им­но­сти в этих ис­сле­до­ва­ни­ях ва­рьи­ро­вал­ся от 34% до 53%.

По мне­нию Пент­лан­да, «ве­ро­ят­ность того, что дру­же­ские чув­ства невза­им­ны, бро­са­ет вызов на­ше­му пред­став­ле­нию о себе». Но воз­мож­но, в первую оче­редь про­бле­ма свя­за­на с раз­мы­тым по­ни­ма­ни­ем друж­бы. Спро­си­те че­ло­ве­ка, как он опре­де­ля­ет друж­бу, — и даже уче­ные вроде Пент­лан­да, изу­ча­ю­щие эту тему, от­ве­тят вам нелов­ким мол­ча­ни­ем или глу­бо­ко­мыс­лен­ным «гм».

Алек­сандр Неха­мас, про­фес­сор фи­ло­со­фии Прин­стон­ско­го уни­вер­си­те­та, в своей по­след­ней книге «О друж­бе» (On Friendship) по­свя­тил по­ис­ку та­ко­го опре­де­ле­ния почти 300 стра­ниц — и даже он го­во­рит:

«Друж­бу труд­но опи­сать. Проще ска­зать, чем друж­ба не яв­ля­ет­ся — и, пре­жде всего, она никак не свя­за­на с ис­поль­зо­ва­ни­ем дру­гих людей».

Друж­ба — не спо­соб по­лу­чить более вы­со­кий ста­тус, урвать при­гла­ше­ние в чей-то за­го­род­ный дом или про­сто из­бе­жать скуки. Ско­рее, как счи­та­ет Неха­мас, друж­ба боль­ше по­хо­жа на кра­со­ту или на ис­кус­ство: она за­жи­га­ет что-то глу­бо­ко внут­ри нас и «ценна сама по себе».

Тем не менее один из самых из­вест­ных трак­та­тов о друж­бе, «Как за­во­е­вы­вать дру­зей и ока­зы­вать вли­я­ние на людей» Дейла Кар­не­ги, по­вест­ву­ет имен­но о том, как ис­поль­зо­вать дру­гих в своих ин­те­ре­сах. Поп-звезд вроде Тей­лор Свифт и Дрей­ка вос­хва­ля­ют за их спо­соб­ность «дру­жить» со стра­те­ги­че­ски­ми, если не про­па­ган­дист­ски­ми, це­ля­ми. И, ко­неч­но, соц­се­ти давно стали плат­фор­ма­ми, где мы де­мон­стри­ру­ем дру­же­ские от­но­ше­ния для по­вы­ше­ния лич­но­го ими­джа.

Ро­нальд Шарп, про­фес­сор ан­глий­ско­го языка в кол­ле­дже Вас­сар, ведет курс о друж­бе в ли­те­ра­ту­ре. Он го­во­рит:

«Вос­при­ни­мая дру­зей как ин­ве­сти­ции или товар, мы уни­что­жа­ем саму идею друж­бы. Речь не о том, что кто-то может сде­лать для вас, речь о том, кем и чем вы двое ста­но­ви­тесь в при­сут­ствии друг друга».

Он вспо­ми­на­ет дол­гие часы, про­ве­ден­ные в увле­ка­тель­ных бе­се­дах со своей по­дру­гой Юдо­рой Уэлти, ко­то­рая была из­вест­на не толь­ко Пу­лит­це­ров­ской пре­ми­ей в об­ла­сти ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры, но и своей спо­соб­но­стью к друж­бе. Вме­сте они со­ста­ви­ли об­шир­ную ан­то­ло­гию работ по этой теме — «Нор­тон­скую книгу друж­бы» (The Norton Book of Friendship). Шарп го­во­рит:

«Уме­ние не де­лать ни­че­го, кроме как про­во­дить время в ком­па­нии друг друга, стало, в ка­ком-то смыс­ле, по­те­рян­ным ис­кус­ством», — ему на смену при­шел зал­по­вый огонь со­об­ще­ний в мес­сен­дже­рах. «Люди так стре­мят­ся мак­си­ми­зи­ро­вать эф­фек­тив­ность своих от­но­ше­ний, что пе­ре­ста­ли по­ни­мать, что зна­чит быть дру­гом».

По его опре­де­ле­нию, дру­зья — это люди, ко­то­рых вы го­то­вы учить­ся по­ни­мать и ко­то­рым поз­во­ля­е­те по­нять вас.

Наше время не бес­ко­неч­но, по­это­му число дру­зей, ко­то­рых мы можем иметь, тоже огра­ни­че­но, счи­та­ет бри­тан­ский эво­лю­ци­он­ный пси­хо­лог Робин Дан­бар. Он опи­сы­ва­ет слои друж­бы, где верх­ний слой со­сто­ит из од­но­го или двух че­ло­век — ска­жем, су­пру­га и луч­ше­го друга, с ко­то­рым об­ща­е­тесь каж­дый день и чув­ству­е­те наи­боль­шую бли­зость.

Сле­ду­ю­щий слой может вме­стить мак­си­мум че­ты­рех че­ло­век: у вас много об­ще­го, вы при­вя­за­ны к ним, за­бо­ти­тесь о них и ста­ра­е­тесь под­дер­жи­вать кон­такт хотя бы раз в неде­лю. На каж­дом сле­ду­ю­щем слое ока­зы­ва­ет­ся все боль­ше слу­чай­ных дру­зей, ко­то­рым вы го­то­вы по­свя­тить мень­ше вре­ме­ни и с ко­то­ры­ми, как пра­ви­ло, име­е­те менее глу­бо­кую и проч­ную связь. Без по­сто­ян­но­го кон­так­та они легко пе­ре­хо­дят в ка­те­го­рию «зна­ко­мых». Воз­мож­но, они вам ис­кренне сим­па­тич­ны, но их нель­зя на­звать дру­зья­ми. Дан­бар го­во­рит:

«Ко­ли­че­ство вре­ме­ни и эмо­ци­о­наль­но­го ка­пи­та­ла, ко­то­рым мы рас­по­ла­га­ем, огра­ни­че­но, по­это­му у нас есть толь­ко пять сво­бод­ных мест для наи­бо­лее ин­тен­сив­ных от­но­ше­ний. Люди часто го­во­рят, что у них боль­ше пяти самых близ­ких дру­зей, но вы мо­же­те быть уве­ре­ны, что это не под­лин­ные дру­же­ские от­но­ше­ния».

Хва­ста­ясь чис­лом дру­зей, мы пы­та­ем­ся по­ка­зать свою по­пу­ляр­ность — ведь в нашей куль­ту­ре счи­та­ет­ся, что опи­рать­ся на ко­го-то — это при­знак сла­бо­сти, а сила — это спо­соб­ность не поз­во­лять дру­гим вли­ять на нас. Но друж­ба тре­бу­ет опре­де­лен­ной уяз­ви­мо­сти, через ко­то­рую про­яв­ля­ет­ся за­бо­та. Рядом с дру­зья­ми мы долж­ны от­кры­вать о себе и такие вещи, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют тща­тель­но вы­стра­и­ва­е­мо­му об­ра­зу в Facebook или Instagram, го­во­рит Неха­мас. Вера в то, что ваша связь со­хра­нит­ся и даже может окреп­нуть во­пре­ки вашим недо­стат­кам и неиз­беж­ным неуда­чам, счи­та­ет он, это риск, ко­то­рый мно­гие не го­то­вы при­нять.

Ме­ди­ки утвер­жда­ют, что, пы­та­ясь обез­опа­сить себя с по­мо­щью неглу­бо­ких или невза­им­ных от­но­ше­ний, мы можем по­лу­чить фи­зи­че­ские по­след­ствия. Воз­ни­ка­ю­щее чув­ство оди­но­че­ства и изо­ля­ции по­вы­ша­ет риск преж­де­вре­мен­ной смер­ти при­мер­но в той же сте­пе­ни, что и ку­ре­ние, ал­ко­го­лизм и ожи­ре­ние; более того, это может плохо ска­зать­ся на со­сто­я­нии од­но­го из от­де­лов блуж­да­ю­ще­го нерва, ко­то­рый, по мне­нию неко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, поз­во­ля­ет нам в числе про­че­го под­дер­жи­вать ис­крен­ние и вза­им­ные от­но­ше­ния.

Эми Банки, пси­хи­атр в Wellesley Centers for Women, спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на новой об­ла­сти науки — меж­лич­ност­ной ней­ро­био­ло­гии. Она на­пи­са­ла книгу «То, что нас со­еди­ня­ет: неожи­дан­ная связь между ней­ро­био­ло­ги­ей и креп­ки­ми, здо­ро­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми» (Wired to Connect: The Surprising Link Between Brain Science and Strong, Healthy Relationships). Банки го­во­рит:

«Очень важно под­дер­жи­вать хо­ро­шее со­сто­я­ние блуж­да­ю­ще­го нерва, по­то­му что он ре­гу­ли­ру­ет нашу ин­стинк­тив­ную ре­ак­цию „бей, беги или замри“».

Это Вам будет интересно:

По ее сло­вам, в при­сут­ствии на­сто­я­ще­го друга имен­но блуж­да­ю­щий нерв от­ве­ча­ет за ощу­ще­ние без­опас­но­сти и ком­фор­та — в от­ли­чие от ре­жи­ма по­вы­шен­ной бди­тель­но­сти, ко­то­рый вклю­ча­ет­ся на­едине с незна­ком­цем или кем-то, чьего суж­де­ния мы опа­са­ем­ся. Имен­но он по­мо­га­ет нам в нуж­ные мо­мен­ты об­на­жить уяз­ви­мые места пси­хи­ки, и он же по­мо­га­ет нам чув­ство­вать мо­мент в слу­чае кон­флик­та.

Если вам незна­ко­ма под­лин­ная друж­ба, ваш блуж­да­ю­щий нерв не будет ра­бо­тать долж­ным об­ра­зом. Вы по­сто­ян­но бу­де­те на взво­де, и в ре­зуль­та­те всту­пить в глу­бо­кие от­но­ше­ния вам будет еще труд­нее.

По­это­му стоит опре­де­лить, кого имен­но из всех людей, с ко­то­ры­ми вы стал­ки­ва­е­тесь в жизни, дей­стви­тель­но можно счи­тать дру­зья­ми. Кто все­гда на­хо­дит для вас время? Об­ще­ние с кем де­ла­ет вас живее, лучше и, воз­мож­но, даже скром­нее? По кому бы вы ску­ча­ли? Кто ску­чал бы по вам?

Источник:
Действительно ли ваши друзья
Экология жизни. Психология: Научные исследования показывают, что мы зачастую искаженно воспринимаем дружбу. Подумайте обо всех тех, с кем вам приходится
http://econet.ru/articles/129898-deystvitelno-li-vashi-druzya-eto-druzya

Друзья достаточно образованны

Эти фразы все мы хорошо знаем и постоянно употребляем в повседневной речи. Но всегда ли любимые нами цитаты означали то же, что и сейчас? Вот несколько примеров того, как сильно может исказиться смысл высказывания, если вовремя не свериться с первоисточником.

О мёртвых либо хорошо, либо ничего.

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды», — изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), приведенное историком Диогеном Лаэртским (III в. н. э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».

Любви все возрасты покорны.

Цитата из «Евгения Онегина», которую часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют —

И жизнь могущая дает

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Век живи — век учись.

Очень известная фраза, которую можно услышать буквально от каждого учителя и которую любят приводить как аргумент для обоснования важности изучения того или иного предмета, на самом же деле неполна и часто ошибочно приписывается Ленину.

Автор оригинальной фразы — Луций Анней Сенека, и звучит она так: «Век живи — век учись тому, как следует жить».

Знаменитое «народ безмолвствует» принято считать образом молчаливой покорности русского народа, готового принять любое решение власти и вообще любую власть. Однако у Пушкина — ровно наоборот. Поэма заканчивается тем, что после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.

«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. Народ в ужасе молчит.

МОСАЛЬСКИЙ:Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Цель оправдывает средства.

Полный вариант фразы, автором которой является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».

Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».

Религия есть опиум для людей.

Религия – опиум. Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.

Исключение подтверждает правило.

Эту фразу, которая очевидно нелогична, применяют совершенно неверно. Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.

Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).

В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.

Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила!

Каждая кухарка должна уметь управлять государством.

Фраза приписывается В.И. Ленину На самом деле именно в таком виде он ее не говорил. В своем произведении «Удержат ли большевики государственную власть» (октябрь 1917) от писал:

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы…

Приписываемая Сталину фраза в действительности никогда им произнесена не была. Эта фраза принадлежит лауреату Сталинской премии, писателю Анатолию Рыбакову, и была вложена им в уста Сталина в романе «Дети Арбата» (1987). Позже, в автобиографическом романе «Роман-воспоминание» (1997) Рыбаков рассказал историю возникновения этой фразы. По воспоминаниям знакомых Рыбакова, он очень гордился тем, что сочинённая им фраза «раскручена» как реальное высказывание вождя.

Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой.

Эту фразу приписывают Черчиллю. На деле она принадлежит британскому историку Исааку Дойчеру. Сама фраза впервые появилась в некрологе, посвященном Сталину, в 1953 году в газете «The Times». Затем в 1956 году перекочевала в статью о Сталине в Британской Энциклопедии.

Дословно в некрологе она выглядела следующим образом:

«Тем не менее, в течение последних трёх десятилетий лицо России начало меняться. Суть подлинно исторических достижений Сталина состоит в том, что он принял Россию с сохой, а оставляет с ядерными реакторами. Он поднял Россию до уровня второй индустриально развитой страны мира. Это не было результатом чисто материального прогресса и организационной работы. Подобные достижения не были бы возможны без всеобъемлющей культурной революции, в ходе которой всё население посещало школу и весьма напряжённо училось».

Делу — время, потехе — час.

Сейчас употребляется в смысле «Много работай, мало развлекайся». Поговорка идет из тех времен, когда слова «время» и «час» были синонимами. То есть поговорка означала: «Делу время, потехе время». Или, говоря современным языком, всему свое время, и не более. Хотя тот смысл, который вкладывают в это выражение сейчас, пожалуй, даже лучше, чем изначальный.

Благими намерениями вымощена дорога в ад.

Многие почему-то считают, что эта фраза является синонимичной к фразе «не делай добра — не получишь зла» или «хотели как лучше — получилось как всегда». Хотя в оригинале фраза должна звучать так: «Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами», или как вариант: «Благими намерениями вымощена дорога в ад, благими делами дорога в рай».

Договоры с русскими не стоят той бумаги на которой написаны.

Одна из ставших знаменитыми цитат, которой пытаются принизить Россию и русских вообще принадлежит немецкому канцлеру Отто фон Бисмарку и на самом деле вырвана из контекста его высказывания:

«Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.»

В СССР секса нет!

Фраза, источником которой послужило высказывание одной из советских участниц телемоста Ленинград — Бостон («Женщины говорят с женщинами»), вышедшего в эфир 17 июля 1986 года. В ходе общения американская участница телемоста задала вопрос:«…У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?». Советская участница Людмила Иванова ответила:«Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!». После этого аудитория рассмеялась, и какая-то из советских участниц уточнила:«Секс у нас есть, у нас нет рекламы!». В обиход вошла искажённая и вырванная из контекста часть фразы: «В СССР секса нет».

Пуля — дура, штык — молодец.

В оригинале фраза Суворова звучала:

«Береги пулю на три дня, и иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец».

То есть, банальный призыв экономить боеприпасы, ибо могут быть проблемы с поставками новых.

Ложь во спасение.

Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идет во благо обманываемому и такую ложь, как принято считать, разрешает и благословляет Библия.

Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному использованию библейского текста. В Библии нигде не говорится о «лжи во спасение», то есть лжи, которую можно понять и простить. В старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Перевод: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».

Таким образом, здесь вообще не говорится ни о лжи, ни, тем более, ее оправдании.

Источник:
Друзья достаточно образованны
17 известных фраз, которые вырваны из контекста
http://pikabu.ru/story/17_izvestnyikh_fraz_kotoryie_vyirvanyi_iz_konteksta_4401097

Лондарева Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы моу «сош №92», г

Лондарева Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы моу «сош №92», г. Омск. К урок

Методические материалы к урокам.

Лондарева Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 92», г. Омск.

К уроку «Причастие? Причастие…Причастие!»

Цели: 1. Обобщение материала по теме «Причастие».

2. Оценка реального уровня знаний.

3. Развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Сии глагольные имена служат

к сокращению человеческого слова,

заключают в себе имени и глагола силу.

Часть речи, причастная глаголу,

в образе прилагательного.

Давайте послушаем несколько историй касательно этой части речи.

Причастие – это особая форма глагола. Она имеет отношение к глаголу и прилагательному. Это его ближайшие, кровные родственники. Когда причастие появилось на свет, Глагол подарил ему совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время, возвратность.

Прилагательное, решившее не отставать от глагола, преподнесло новорожденному вопрос, падеж, число, род.

Когда причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались. Так образовался Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует выделения.

Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы.

Страдательное причастие всегда стонет:

— Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже укорачивают и получают краткие причастия.

— Само виновато. Я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю, признак предмета, который сам производит действие. И суффиксы у меня удивительные: ущ-ющ, ащ-ящ, вш, ш. Я думаю, что ребята знают, когда какой писать. Вообще-то можно проверить.

Выполняем графический диктант.

ущ-ющ 2, 5, 8, 11, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 29.

ащ-ящ 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 28, 30.

Мы, страдательные причастия настоящего времени, имеем свои суффиксы, ем-им. Надо тоже проверить, как ребята знают их.

ем 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 18, 20

им 1, 4, 7, 10, 13, 15, 17, 19

Жила в стране Морфологии часть речи. Звалась она Причастием.

Однажды подумало Причастие:

— Вот живу я на свете, все про всех знаю, а какого я само роду-племени, понятия не имею. Надо к существительному пойти, оно все знает.

Пришло Причастие к Существительному и спрашивает:

— Друг ты мой любезный, мудрое существительное. Расскажи ты мне, какого я роду, племени, а то я про себя ничего не знаю.

— Хорошо. Вы, причастие, такая часть речи, каких свет не видывал, обозначаешь признак предмета по действию. И вид у тебя есть, и времени целых два, по падежам, числам и в ед.числе по родам изменяешься, отвечаешь на вопросы прилагательного, а в предложении ты и определение – знающий, и сказуемое – решен.

Слушает его причастие и гордится: вот, мол, я какое!

И Причастие предложило Существительному:

— Давай вместе жить да крепко дружить. Ведь словосочетания из нас неплохие получаются.

— Ладно, только вот у меня 2 условия. Когда мы словосочетанием будем, то сначала я буду главным словом, а ты – зависимым. Потом поменяемся. Главным словом будете вы, а я – зависимым, и тогда это уже не просто словосочетание, а причастный оборот.

— Я согласно. Давай еще двух подружек возьмем, запятых. Пусть с двух сторон причастный оборот выделяют.

На том и порешили. До сих пор живут дружно Причастие с существительным.

Любо-дорого всем на них смотреть, а вот некоторым эта парочка запятых много неприятностей доставляет.

Одиночное Причастие очень храброе и не обособляется,

Когда одиноким по предложению скитается,

Но как семьей обзаводится,

Перед определяемым словом храбрится,

А если оно за ним находится,

Запятыми обязательно отгородится.

Итак, место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Опред. слово, П.О., 2, 4, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 19

Ко всем знаменательным частям речи НЕ приходит в гости то в качестве приставки, то в качестве частицы. Сейчас и посмотрим, когда НЕ с причастием пишется слитно, а когда – раздельно.

Слитно: 1, 3, 6, 7, 10, 12, 16, 19, 22, 23, 26, 28, 30

Раздельно: 2, 4, 5, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 24, 25, 27, 29

  1. Незабываемое впечатление.
  2. Еще не закрытое небо.
  3. Неосвоенная территория.
  4. Материалы не проверены.
  5. Ничем не защищенный человек.
  6. Неизбранный президиум.
  7. Негодующий человек.
  8. Непроведенный турнир.
  9. Овощи не собранные.
  10. Ненавидящий врага.
  11. Никому не врученная грамота.
  12. Недоумевающий взгляд.
  13. Не открытое, а закрытое окно.
  14. Ошибка не исправлена.
  15. Ничего не прощающий.
  16. Непредвиденные трудности.
  17. Ошибки не исправленные, а только подчеркнутые.
  18. Волосы не причесаны.
  19. Непокрытая голова.
  20. Не привыкшие к дисциплине.
  21. Не раскатывающийся гром, а глухо рокочующий.
  22. Неизменное решение.
  23. Неоткрытая тайна.
  24. Не утепленные на зиму окна.
  25. Не искавшие выгоды.
  26. Незаходящее солнце.
  27. Дорожки не расчищены.
  28. Небритое лицо.
  29. Не умеющий решать.
  30. Невспаханное поле.

История третья.

Жила-была семья: папа – Глагол, мама — Прилагательное, и у них было четыре ребенка. Две пары близнецов: Действительные причастия настоящего и прошедшего времени, Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Как все дети, они одними свойствами похожи на папу, другие – на маму, друг от друга отличались суффиксами.

Самый капризный ребенок – Страдательное причастие прошедшего времени: у него больше всех суффиксов, оно может быть полным и кратким. Оно любит убегать из дома к маминой родне, к Прилагательному, и надолго поселяться там. Оно натягивает шапку – приставку, берет с собой любимые игрушки, зависимые слова, надевает калоши – два Н и бежит что есть силы…

Ветер сорвал шапку – приставку, еще дальше убежало и рассыпало все игрушки – зависимые слова.

Потеряло калошу – Н.

Вот в таком виде оно появилось в доме Прилагательного: без приставки, без зависимых слов и с одним Н. И превратилось Причастие в отглагольное прилагательное.

Надо быть очень опытным разведчиком, чтобы знать, когда в полных причастиях пишется НН, а в отглагольных прилагательных – Н.

Посмотри налево, нет ли приставки, направо, нет ли зависимого слова, прямо, нет ли суффиксов ова-ева, оглянись назад, не глагол ли совершенного вида без приставки там находится.

Сколько Н напишем в этом предложении?

Сибирь – страна зеленая,

Судьбой не обделе…ая.

Н 1, 5, 7, 9, 11, 17, 18, 21

НН 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22

Источник:
Лондарева Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы моу «сош №92», г
Тип: Урок; Размер: 154.33 Kb.; Причастие – это особая форма глагола. Она имеет отношение к глаголу и прилагательному. Это его ближайшие, кровные родственники. Когда причастие появилось на свет, Глагол подарил ему совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время, возвратность
http://edu.znate.ru/docs/index-45115-1.html

Общие сведения об учителе

Материалы для диагностики ЗУН по русскому языку

за первое полугодие

Жила в зелёном лесу серая сова. Была она ленивой-преленивой.

Как-то днем задремала сова. Слышит, а над её головой кто-то летает. оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат.

Наступила холодная ночь. Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. Вспомнила она о тёплом гнезде синички. Захотелось и ей такое. Всю ночь сова поджидала восхода солнца. Наконец солнце взошло и согрело её. Разомлела сова от тепла и сладко заснула.

Так проходил день за днем, а гнезда себе сова так и не свила из-за лени. (94 слова)

1. Какое утверждение верно?

А) Сова сновала целыми днями, чтобы свить гнездо.

Б) Сова свила себе теплое гнездо.

В) Маленькая синичка собирала тополиный пух себе на гнездо.

Г) Ночью сова дрожала от холода.

2. Выполните синтаксический разбор предложений.

А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат.

Всю ночь сова поджидала восхода солнца.

3. Выпишите предложение с однородными членами, подчеркните их и объясните постановку или отсутствие знаков препинания.

4. Выполните фонетический разбор слов: гнездо, её, всю, солнце, сова.

Императорский дворец был сделан из драгоценного фарфора. В целом мире не нашлось бы более хрупкого дворца. В саду росли чудесные цветы. К самым красивым цветам были привязаны серебряные колокольчики, которые все время звенели. Из сада можно было пройти прямо в густой лес. В его чаще таились глубочайшие озёра, а доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали под нависшими над водой кронами деревьев, в их ветвях жил маленький соловей, который пел так чудесно, что даже бедный рыбак, слушая его песни, забывал о своем неводе.

Со всех концов света приезжали в столицу императора путешественники. Все они любовались великолепным дворцом и прекрасным садом, но, услышав пение соловья, говорили: «Вот это лучше всего!»

1. Определите тип речи.

2. Выполните синтаксический разбор предложения: Со всех концов света приезжали в столицу императора путешественники.

3. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

4. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов: колокольчики, рыбак, маленький, нависшими.

5. Укажите прилагательные в превосходной степени.

Директор МОУ «Чамзинская средняя

общеобразовательная школа №2:______/ А.П. Кильдю

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Нестандартные формы обучения»

«Мой край родной -мордовская земля»

Цели: 1) формировать уровень коммуникативной культуры и компетентности учащихся;

развивать творческие способности детей;

3) воспитывать любовь к родному краю.

Я иду по дорогам исхоженным-

Как мне любы родные места!

1.Индуктор. Вхождение в тему.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок — мастерская. Его задача-

Познать себя в себе самом

Без страха и упрёка,

Вот в чём отличие мастерской

От традиционного урока.

Вспомните уроки в школьной мастерской . Чем вы там занимаетесь?

А что можно увидеть в мастерской художника? А как вы думаете, что будет в нашей мастерской?

На нашем уроке вы будете мастерить предложения из красивых слов, словосочетаний и предложений на тему «Я люблю свой край».А помогать вам в этом будут ваши копилки, в которые вы будете записывать слова.

2.Развитие ассоциативного мышления.(Слайд 2)

-Прочитайте и запишите ассоциативные слова, которые у вас рождаются при чтении строк стихотворения мордовского поэта А.Моро:

Я иду по дорогам исхоженным-

Как мне любы родные места!

Ветер, песней моею встревоженный,

С перебором рванул по листам

— Запишите слово «Родина» и назовите, какие качества, черты характера свойственны человеку при соотношении с этим словом.

Слайд 3 Человек и Родина

-Можно ли продолжить этот список?

-Отметьте в схеме знаком «+» качества, присущие вам лично.

-Запишите качества, которые вы хотели бы видеть в первую очередь.

Какие качества вы поставили бы на первое место? Почему?

С чего начинается наша малая Родина? Когда мы задумываемся над этим, то слышим птичий щебет, чувствуем, что яркие солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Мы открываем глаза и видим утро. Видим до боли родные места. Знакомую тропинку по дороге в школу, цветущий луг, наш посёлок ,утопающий в зелени.

Поистине прекрасна мордовская земля! Приоткроем потайную дверь нашей мастерской и узнаем ,как отзывались о родном крае поэты.

1) Прочитайте стихотворение Ю.Попкова. Выпишите слова, которые помогут вам в создании творческой работы о родном крае.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.

Духом свободы и мирным трудом!

Ты — наша гордость, ты наша вера.

Ты — наш святой, родительский дом.

Дружба народов тебя величает.

Щедрость души и тепло матерей.

Дух Сияжара издревле питает

Мудростью отчей твоих сыновей.

Флаги родные парят в небе синем

В час испытаний и радости час.

Неразделимы Мы и Россия —

Время на прочность проверило нас!

Творческая работа учащихся.

Напишите мини- сочинение на тему:

«Мой край родной -мордовская земля »

Употребите в сочинение по возможности ключевые слова, записанные вами в процессе работы мастерской.

Понравилось ли вам работать в такой форме? На вашем столе лежат кленовые листочки. Оцените с их помощью вашу работу на уроке.

.Методические материалы к урокам о причастии .

Цели: 1. Обобщение материала по теме «Причастие».

2. Оценка реального уровня знаний.

3. Развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Сии глагольные имена служат

к сокращению человеческого слова,

заключают в себе имени и глагола силу.

Часть речи, причастная глаголу,

в образе прилагательного.

Давайте послушаем несколько историй касательно этой части речи.

Причастие – это особая форма глагола. Она имеет отношение к глаголу и прилагательному. Это его ближайшие, кровные родственники. Когда причастие появилось на свет, Глагол подарил ему совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время, возвратность.

Прилагательное, решившее не отставать от глагола, преподнесло новорожденному вопрос, падеж, число, род.

Когда причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались. Так образовался Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует выделения.

Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы.

Страдательное причастие всегда стонет:

— Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже укорачивают и получают краткие причастия.

— Само виновато. Я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю, признак предмета, который сам производит действие. И суффиксы у меня удивительные: ущ-ющ, ащ-ящ, вш, ш. Я думаю, что ребята знают, когда какой писать. Вообще-то можно проверить.

Выполняем графический диктант.

ущ-ющ 2, 5, 8, 11, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 29.

ащ-ящ 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 28, 30.

Источник:
Общие сведения об учителе
Материалы для диагностики ЗУН по русскому языку за первое полугодие Жила в зелёном лесу серая сова. Была она ленивой-преленивой. Как-то днем задремала сова. Слышит, а над её головой
http://textarchive.ru/c-1450680-p8.html

Сходство и различие образов Чацкого и Онегина

После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный, подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, готовившей революционный государственный переворот. Была и третья общественная группа в дворянской среде, которая не вступала в тайные общества, но политический строй в России воспринимала критически. В бессмертной комедии “Горе от ума” и в “Евгении Онегине” в образах главных героев воплотились различные движения в дворянском сословии первой четверти XIX века.

Чацкий и Онегин — ровесники, представители столичной аристократии. Это молодые, энергичные, образованные люди. Оба они стоят выше своей социальной среды, потому что умны и рассудительны и видят всю пустоту и никчемность светского общества. Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Онегину тоже “наскучил света шум”, его праздность, суета, бездуховность. Он испытывает жестокое разочарование от бесцельного прожигания жизни и, “условий света свергнув бремя”, отправляется в свое имение.

Оба героя достаточно образованны: Чацкий “славно пишет, переводит”, Онегин “читал Адама Смита”, “знал довольно по-латыне”. Безусловно, это люди одного круга, уровня развития, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие свой путь в жизни. Я уверена, что они были бы интересными собеседниками друг для друга, встретившись где-нибудь на балу в Москве. Я уже как бы вижу, как они отпускают колкие, критически остроумные замечания в адрес важных, с сановным видом проходящих почтенных гостей. “Пустейший человек, из самых бестолковых”, — отозвался бы Чацкий о самом надутом, преисполненном напускного самоуважения государственном чиновнике, а Онегин бы со “страждущей спесью” в лице непременно согласился бы с ним.

Но на этом, на мой взгляд, сходство героев заканчивается.

Их объединяет лишь одинаковое общественное положение и критическое восприятие действительности, презрение к “свету пустому”. Но Чацкий человек социально-активный, деятельный, истинный патриот. Он искренне хочет служить своему отечеству, применить свои знания во благо народа, труд для него не является тяжелым бременем, в просвещении он видит источник прогресса.

Онегин же, “условий света свергнув бремя”, не находит никакого применения своим знаниям потому, что “труд упорный ему был тошен”. У него нет никаких идеалов, и мысль посвятить свою жизнь кому-то или чему-то никогда не посещает его. Страдая от осознания бессмысленности светского образа жизни, от своей отчужденности, Онегин не ищет применения своим способностям. Ему даже в голову не приходит заняться созидательной работой.

Чацкий своим имением “управлял оплошно”, то есть хорошо относился к крестьянам. Он всей душой возмущен подневольным положением крепостных. Чацкий сознательно отпускает на волю своих крепостных, подтверждая, что его общественные взгляды не расходятся с практикой.

Онегин же совершенно безразличен к судьбе своих крестьян, “чтоб только время проводить”, “ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”. Вся его реформаторская деятельность на этом закончилась. Онегин озабочен только своим душевным покоем, положение крестьян он облегчил постольку, поскольку считал это прогрессивным, созвучным времени и прочитанным книгам.

Столь же различны герои и в главном — в любви. Чацкий искренне любит Софью, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он идеализирует свою возлюбленную, и столкновение действительности с идеалом жестоко ранит его. Гордость его уязвлена, разочарование — болезненно. Сколько боли и горечи, уязвленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но Чацкий не сломлен, не побежден. Он сознает, что Софья — порождение того общества, пороки которого он с гневом обличает. Чацкий переживает эту жизненную драму болезненно, как человек с чистым, большим сердцем, но это — не драма всей его жизни. Чацкий — личность социально-активная, он полон светлых идей преобразования общества, впереди у него — насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне кажется, он примкнет к декабристам.

Душа Онегина опустошена обилием мелких страстей, победных романов. Он не способен на большое чувство. Евгений достаточно чуткий и благородный, но он настолько эгоистичный, что отрекается от настоящей любви, которая могла бы придать его жизни высокий смысл и душевную гармонию. Но отказавшись от любви, Онегин обрек себя на полное одиночество. Критическое отношение к действительности, незаурядный ум при отсутствии четких общественных идеалов, неизбежно влекут к жизненной трагедии.

Запоздалая, невостребованная любовь Онегина — символ жизненного краха.

В образах Чацкого и Онегина воплощены два направления в общественной жизни дворянства начала XIX века: сознательный, активный протест против несправедливого общественного строя и пассивное неприятие устаревших социальных порядков, мучительный поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.

Источник:
Сходство и различие образов Чацкого и Онегина
После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный, подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения
http://www.ipoet24.ru/android/?cat=soch&catalog=k_puchkin&id=22607

COMMENTS