Что значит гиперактивный

Гиперактивный ребенок

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка.

По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.

С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.

Ситуация усугубляется в детском саду, а позднее и в школе. Занятия требуют усидчивости, а ребенок крутится-вертится, шумит, отвлекает других детей. При высоком уровне интеллектуального развития он учится на «тройки», а на уроках ему скучно. Из-за своей импульсивности ребенок часто попадает в разные переделки, действует, не подумав, в результате чего дневник пестрит замечаниями учителей, а отношения с одноклассниками не складываются.

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки появляются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать любые проблемы во время беременности и родов, которые сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода). Речь идет об угрозе выкидыша, асфиксии, использовании во время родов вспомогательных средств (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных травматичных родах, курении во время беременности. Инфекции и интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут обернуться гиперактивностью. Существует также и генетическая предрасположенность.

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

Родители нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить. Ряд общих рекомендаций дают психологи.

Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.

Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.

Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.

Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.

Источник:
Гиперактивный ребенок
Гиперактивный ребенок. Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка.
http://medportal.ru/enc/psychology/childpsychology/12/

Гиперактивный ребенок: что делать родителям, советы психолога

Гиперактивный ребенок: что делать родителям, советы психолога

С понятием гиперактивности детей мы сталкиваемся все чаще. Однако кто такие эти гиперактивные дети, как понять, что у ребенка имеются признаки такого состояния и как вообще реагировать на происходящее, знают далеко не все родители. Причин такого состояния малыша может быть множество, и чаще всего, оно развивается из-за недостаточного внимания к нему родителей. Хотя, нельзя исключать и врожденные причины появления гиперактивности.

Когда речь заходит о детской гиперактивности, следует понимать, что этот термин означает нарушение нервной системы малыша, а значит это заболевания и оно должно подвергаться лечению.

Иногда гиперактивность появляется сразу при рождении ребенка. Это состояние не считается заразным, скорее оно имеет генетическую природу и возникает вследствие некоторых негативных факторов (например, родовая травма и прочее).

Часто гиперактивность у детей является признаком того, что малышам не хватает внимания. Стараясь обратить на себя внимание взрослых, они вытворяют порой самые необычные вещи, могут быть чересчур импульсивными, неусидчивыми, и редко задумываются о результатах своего поведения. Таким детям сложно концентрировать внимание, они хуже запоминают различную информацию, позднее начинают читать и имеют определенные сложности в учебе.

Если ваш ребенок представляет собой сгусток энергии и заставить его сидеть на месте вам не представляется возможным, значит, вероятнее всего, у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивности.

С одной стороны, это не так уж и плохо, психологи утверждают, что гораздо страшнее, когда ребенок совершенно не проявляет активности и его обычное состояние – спокойствие. Например, практически все дошкольники в детском саду и на игровой площадке ведут себя резво и бойко. Однако, если гиперактивность вашего малыша вызывает некоторые проблемы в школе, мешает ему учиться, строить отношения со сверстниками, то возникает необходимость посетить педиатра и невропатолорга.

Причиной того, что у ребенка проявляется гиперактивность, может стать нездоровый образ жизни матери во время беременности (табак, алкоголь, наркотики), ее нестабильное эмоциональное состояние, чрезмерные переживания в этот период.

Также повышенное содержание сахара в крови матери имеет негативное влияние на формирование синдрома гиперактивности у ребенка.

В группу риска попадают дети, в роду которых уже встречались случаи гиперактивности или других нарушений психического здоровья. Экологический фактор также имеет свое влияние на формирование нервной системы малыша: токсические вещества вредны как ребенку в период внутриутробного развития, так и после рождения. Кроме того, преждевременные роды тоже негативно сказываются на состоянии крохи, когда его нервная система еще далека от совершенства и продолжает претерпевать изменения.

Подведем итог. К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят:

  • вредные привычки беременной женщины;
  • чрезмерное потребление сладостей и повышенный уровень глюкозы в крови;
  • токсины и токсические вещества (экологический фактор);
  • генетическая предрасположенность;
  • преждевременные роды, незрелый плод.

Исследования мозга показали, что при синдроме гиперактивности в детском возрасте мозг созревает по обычной модели, но с задержкой, в среднем, около 3 лет. Задержка развития наиболее ярко проявляется в участках головного мозга, участвующих в процессах мышления, внимания и планирования.

Более поздние исследования показали, что внешний слой мозга имеет замедленное созревание в целом. А его структура, отвечающая правильный обмен данными между двумя половинами мозга показывает аномальный характер роста. Эти задержки и нарушения могут лежать в основе развития синдрома гиперактивности у детей.

Невнимательнсоть, неусидчивость, излишняя подвижность и импульсивность являются основными симптомами психического нарушения у ребенка. Многие родители скажут, что это вполне нормальное поведение для всех детей дошкольного возраста, и будут правы. В норме, действительно, все эти признаки присущи и вполне здоровым детям.

Для постановки соответствующего диагноза, ребенок должен иметь симптомы заболевания в течение полугода и более, причем они должны быть выражены более четко, чем для детей без нарушений психики того же возраста.

К симптомам гиперактивности можно отнести следующие:

Гиперактивность, как правило, проявляется до семилетнего возраста. У младенцев признаки нарушения имеют слабовыраженный характер и заметить из сможет только опытный специалист.

детей до года симптомы выражены не так ярко, но, если присмотреться к малышу внимательнее, их можно заметить.

Младенцы до года проявляют синдром гиперактивности в повышенном беспокойстве, плохо засыпают и тревожно спят, часто у них сбиваются биоритмы. У таких малышей часто наблюдается повышение мышечного тонуса, случаются частые рвоты из-за спешки во время кормления.

Гиперактивные младенцы не любят, когда их пеленают и всячески «выказывают» свое недовольство. Они капризны и упрямы, стремятся скорее овладеть умением сидеть, ползать, ходить и прочее. Им чуждо чувство страха, научившись ходить, они носятся сломя голову, не опасаясь падений и ушибов. Наиболее ярко это проявляется в младшем дошкольном возрасте.

В настоящее время лечение гиперактивности осуществляется путем применения ряда процедур и медикаментов, направленных на уменьшение симптомов синдрома. Лечение включает в себя лекарственные препараты, различные виды психотерапии, диеты и комбинации методов.

Для лечения гиперактивности у детей медикаментозным или традиционным методов используются стимуляторы, которые поддерживают деятельность головного мозга, тренируя память и внимание.

Назначение не стимулирующих препаратов способны уменьшить симптомы гиперактивности, снизить импульсивность ребенка, улучшить способность сосредотачиваться на конкретной задаче. Лекарства также могут улучшить физическую координацию. Принимать лекарственные препараты следует только под пристальным контролем лечащего врача.

Следует отметить, что подобные лекарства не лечат саму гиперактивность, а только контролируют ее симптомы. Однако на фоне их приема наблюдается положительная динамика в поведении и жизнедеятельности ребенка.

Немаловажным является и то, как питается ребенок. Диетические исследования показывают, что гиперактивные дети потребляют большие количества сладостей и сахара. Избыток глюкозы, отсутствие сбалансированной диеты часто приводит к аномальному процессу метаболизма у детей. Эксперты рекомендуют анализировать продукты питания, которые едят ваши дети, чтобы выяснить, почему некоторые из них провоцируют развитие гиперактивности, делая ребенка капризным и раздражительным.

Родители должны понимать, что для растущего организма крайне важно получать все необходимые витамины и минералы.

Для начала следует увеличить количество Омега-3 жиров в рационе ребенка. Омега-3 обладают успокаивающим эффектом для многих детей с синдромом гиперактивности. А отсутствие в питании полезных веществ негативно сказываются на развитии мозговых структур, состоянии памяти, уровне запоминания, внимания и прочем.

Необходимо включать в рацион питания ребенка свежие овощи, обезжиренные или нежирные кисломолочные продукты (йогурт, кефир, творог), сыры, приготовленные из обезжиренного молока. Уменьшить потребление сахара можно, предложив малышу свежие, замороженные или сушеные фрукты или ягоды.

Печенья лучше заменить крекерами из цельнозерновой муки, увеличить потребление каш из злаков.

Из традиционных сладостей можно оставить темный шоколад, он содержит меньше сахаров, чем молочный. Это позволит снизить уровень адреналина и норадреналина в крови, которые делают детей нервными и взволнованными. Мороженное лучше выбирать ванильное, поскольку этот компонент известен своими успокаивающими свойствами.

5. Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

Как бы банально не звучало, но гиперактивные дети нуждаются в повышенном внимании к себе, понимании со стороны родителей, воспитателей в детских дошкольных заведениях и педагогов в школе. От этого зависит и эмоционально-психическое состояние ребенка, и его успехи в обучении и усвоении нового материала.

Основным требованием, предъявляемым к родителям гиперактивных детей является проявление любви и заботы о малыше. Дети должны слышать, что их любят и ценят.

Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных малышей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.

Подводя итоги, следует сказать, что очень важным аспектом в воспитании гиперактивных детей является позиция родителей. От того, насколько они открыты для общения с ребенком, насколько внимательны к его проблемам и интересам, зависит, как справится малыш с нарушением своей психики, насколько легко ему будет учиться в школе и адаптироваться в социуме.

Источник:
Гиперактивный ребенок: что делать родителям, советы психолога
В настоящее время лечение гиперактивности осуществляется путем применения процедур и медикаментов, уменьшающих проявление симптома. Лечение включает в себя…
http://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/giperaktivnyiy-rebenok-chto-delat-roditelyam-sovetyi-psihologa.html

Гиперактивный ребенок: что делать родителям?

Когда нормальная энергичность превращается в невроз, а потребность в заботе взрослых – в бесконечные истерики, родителям следует быть повнимательнее. Вполне возможно, речь идет о расстройстве под названием синдром гиперактивности.

Со стороны необычное поведение ребенка выглядит как нескончаемый поток энергии. Малыш постоянно двигается, не спит днем, берет что то в руки и сразу же бросает — характеристик много. Специалисты, в свою очередь, связывают гиперактивность с нарушениями внимания, двигательной расторможенностью и общей импульсивностью поведения.

Большинство детей с синдромом гиперактивности имеют некоторую несогласованность движений (неуклюжесть, неловкость). Например, такому ребенку может быть трудно завязывать шнурки или застегивать пуговицы, писать или рисовать. Гиперактивные дети быстрее остальных хватаются за новую затею, но первые ее же бросают, не доведя до конца начатое. Работать с ними труднее, чем с остальными.

СДВГ — это не такая уж редкость у детей. По данным социологов, от 4 до 9 % учащихся младших классов могут быть гиперактивными. Это значит, что в классе, скажем, на 25 человек есть один-два таких ребенка.

В основе нарушения лежит несколько причин. Они могут воздействовать на ребенка вместе или по отдельности. Самые распространенные из них такие:

Наследственность (если кто-то в семье уже имел подобный диагноз, вероятность, что у ребенка он тоже проявится, выше)

Травмы при рождении или повреждения мозга ребенка при беременности

Условия, в которых гиперактивный ребенок находится с рождения (давление родителей или напротив, вседозволенность, алкоголизм взрослых, неправильное воспитание – все это влияет)

Когда проявляются первые признаки гиперактивности у детей?

Чересчур активное поведение ребенка с дефицитом внимания родители замечают еще в раннем детстве, до года, но заметнее всего оно становится с поступлением в школу. Там, на фоне других детей, гиперактивные малыши очень выделяются. Они всегда создают много шума вокруг себя, но при этом не способны запоминать информацию, выполнять простейшие задачи или сконцентрироваться хотя бы на пару минут. Задания, для которых нужно максимальное внимание, такому ребенку кажутся невыполнимыми.

К концу школьного возраста гиперактивность ребенка становится менее заметной или вовсе проходит. Но при этом нарушение внимания и импульсивность все равно остаются даже во взрослой жизни.

Иногда агрессия с возрастом наоборот растет, а с ней и трудности во взаимоотношениях с окружающими (семьей, школьными товарищами, однокурсниками, коллегами по работе).

Некоторые исследователи считают, что синдром СДВГ накладывает отпечаток на поведение более 50 % взрослых и 70 % подростков.

Все особенности поведения, указывающие на синдром СДВГ, проявляются как минимум в двух видах деятельности (в школе, на кружке рисования, дома или на отдыхе). Среди основных можно выделить такие симптомы СДВГ:

Неспособность ребенка внимательно слушать, когда к нему обращаются

Неспособность справиться с доверенным взрослыми заданием без ошибок (из-за неумения концентрироваться на деталях)

Неумение довести любое дело до конца

Неумение организовать собственную работу

Отказ от всего, что требует концентрации и усидчивости

Потеря вещей (письменных принадлежностей, книг и так далее)

Забывчивость в повседневной жизни

Нежелание вникать в учебу, бурная реакция на посторонние стимулы

ВАЖНО! Ни один из нижеописанных симптомов не обусловлен психическими расстройствами.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

В каком бы возрасте не обнаружились симптомы СДВГ у детей, родители должны обязательно обратиться к врачу-неврологу. Это нужно еще и потому, что под маской синдрома дефицита внимания иногда скрываются другие, более тяжелые заболевания.

Комплексное обследование может продлиться несколько часов. Обычно диагностика проходит в три этапа:

На первом этапе внимание обращается на поведение ребенка. Оно сверяется с общепринятыми диагностическими критериями, которые разработала Американская психиатрическая ассоциация. Попутно врач может расспросить родителей о том, как проходили роды, не было ли в течение беременности каких то серьезных нарушений, болезней.

Второй этап включает психологический тест. Ребенку дают время на выполнение заданий, а потом определяют, насколько он невнимательный. Испытания этого уровня проводят только с 6-летнего возраста.

Третий этап подразумевает электро-энцефалографическое исследование. Ребенку на голову надевают специальные электроды, которые регистрируют электрические потенциалы мозга и выявляют возможные изменения. Этот шаг необходим, чтобы оценить состояние мозга маленького пациента.

Первым делом родителям нужно выяснить причину гиперактивности, получить консультацию специалиста (очень помогают советы психолога). Если невролог назначит массаж или какой либо другой лечебный курс, нужно выполнить все предписания.

Дома же необходимо создать спокойную приятную атмосферу, в которой школьник или кроха помладше бы по максимуму напитывался положительными эмоциями. Ни в коем случае не стоит общаться с гиперактивным ребенком на повышенных тонах, только мягко и дружелюбно.

Гиперактивный ребенок в школе должен периодически отрываться от работы на уроке и переключать внимание. Лучше заранее обсудить это с учителем.

Не пытайтесь воздействовать на сына или дочку дисциплинарными методиками (увеличивая нагрузку, переходя на крик или увеличивая наказания), это ошибки воспитания. Вместо этого предложите перевозбужденному ребенку перейти в другую комнату, где более спокойная атмосфера, постарайтесь похвалить его за что то, обнять, поцеловать или погладить по голове. Физический контакт очень важен для детей с СДВГ.

При разговоре обязательно смотрите ему в глаза.

Соблюдение распорядка дня – ключ к успешному воспитанию ребенка с СДВГ. Одни и те же действия (прогулки, спортивные занятия, прием пищи, сон) лучше выполнять в уставленном порядке и в одно и то же время. Не менее чем 8-ми часовой сон и спокойная атмосфера в доме будут действовать на ребенка благотворно.

Чтобы в будущем поручения выполнялись проще, давайте карапузу дошкольного возраста конкретные задания, причем, по одному, чтобы у него не было стимула отвлечься и переключиться на что то другое. Любая задача должна иметь четкие сроки выполнения, об истечении срока может оповестить таймер или будильник.

Запрещая что-то гиперактивному ребенку, не употребляйте слов «нельзя», «нет», говорите максимально спокойно. К примеру, фразу «не бегай по дороге!» можно заменить словами «выйди на тротуар».

Решая, куда отдать ребенка для высвобождения избытка энергии, выберите спорт.

Воспитание и лечение гиперактивного ребенка – с какого возраста начинать коррекцию?

Больше всего радует то, что в основном дети попросту перерастают СДВГ. Но без последствий для взрослой жизни это происходит только в том случае, если с родители правильно подошли к воспитанию и выбрали хорошее лечение СДВГв самые ранние годы, сразу после обнаружения синдрома.

В отдельных случаях применяется медикаментозное лечение гиперактивности, но следует быть осторожным: оно строго индивидуальное и назначается только неврологом. Например, Глиатилин, Энцефабол или Кортексин выписывают при невнимательности. Если же сильнее всего проявляется гиперактивность у ребенка, используют таблетки с гаммааминомасляной кислотой в составе. Самыми популярными считаются Фенибут, Пантогам, простые витамины и успокоительное. Иногда помогает фитотерапия.

Каким бы ни было лечение гиперактивности у детейв каждом отдельном случае, важно помнить: ребенку с СДВГ требуется внимание, а не критика. Как наказывать ребенка без вреда его психики можете прочесть в нашей одноименной статье. Похвала, правильная мотивация и умение успокоить действуют лучше, чем любая терапия. Ну и, конечно же, родительская любовь и забота.

Источник:
Гиперактивный ребенок: что делать родителям?
Основные причины и симптомы гиперактивности у ребенка. Воспитание и лечение гиперактивных детей.
http://yod.ua/articles/giperaktivnyy-rebenok-chto-delat-roditelyam/

Если у вас гиперактивный ребенок в саду и первом классе: особенности и адаптация

Если у вас гиперактивный ребенок в саду и первом классе: особенности и адаптация

Замечая, что сын или дочка чересчур бойки, большинство мам склонны считать своего ребенка гиперактивным, особенно, если его чрезмерная активность и неусидчивость начинают ярко проявляться в общественных местах, дошкольных учреждениях или начальных классах школы.

Сегодня поговорим о том, как себя вести родителям, стоит ли говорить учителю что ребенок гиперактивный, а также как наладить контакт с воспитателем в ДОУ.

Итак, что значит «гиперактивный ребенок»? Прежде чем познакомиться с признаками гиперактивности малыша, хочется напомнить, что это расстройство неврологическо-поведенческого характера, обычно характеризуется излишней активностью и возбудимостью и поэтому, чтобы правильно диагностировать проблему, необходимо выделить три основных симптоматических блока:

  1. Двигательная расторможенность. Малыш непоседлив, ерзает на месте, постоянно двигается, бегает, много говорит и мало спит.
  2. Импульсивность. Отвечает не дослушав, прерывает собеседника и не в состоянии контролировать свои действия.
  3. Дефицит активного внимания. Ребенку сложно удерживать внимание, а также он редко заканчивает начатое, плохо слушает, забывчив, часто теряет и роняет вещи.

Гиперактивный ребенок в детском саду: что делать

Огромную помощь в адаптации ребенка к саду окажет активное взаимодействие с воспитателем группы.

ВАЖНО! Педагога необходимо заранее предупредить о диагнозе малыша, своей готовности к ежедневному диалогу и ежедневной совместной работе. Ведь адаптация гиперактивных детей в детском саду, должна проходить с учетом особенностей маленьких непосед.

  1. Одна из особенностей малышей дошкольного возраста, заключается в том, что в его центральной нервной системе процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Причем возбуждение у малыша заметно растет при нахождении в коллективе. В этом случае, для лучшей адаптации ребенка предпочтительнее всего:
  • не объединять гиперактивного дошкольника в группу с другими гипервозбудимыми ребятами;
  • выбирать детские сады с малой наполняемостью групп;
  • не оставлять малыша в детском саду на весь день;
  • по договоренности с учреждением устраивать малышу дополнительный выходной день.
  1. Другой особенностью гипервозбудимого малыша, считается расторможенность. Это качество, говорит о том, что непоседе тяжело останавливать деятельность, которую он недавно начал. Специалисты советуют предупредить воспитателя, чтобы:
  • педагог реже использовал малоэффективные команды с частицей «не» в начале фразы;
  • чаще произносил положительно сформулированные просьбы;
  • не использовал наказания, вызывающие напряжение процессов торможения, например, сидение на стульчике или стояние в углу, когда остальные бегают и играют.
  1. Еще одной особенностью малыша перенесшего гипоксию считается повышенная агрессия. Такого ребенка довольно легко спровоцировать, на драку или другое проявление гнева и обиды. Чтобы ребенку эта особенность не помешала адаптироваться, следует:
  • ограничить в семье случаи агрессивного или грубого поведения между домочадцами;
  • выражать одобрение при демонстрации в дошкольной группе разнообразных положительных эмоций (радость, веселье, сочувствие, благодарность);
  • обеспечить малышу ощущение физической и психологической поддержки и безопасности.
  1. Огромное значение имеет и такая особенность, как отсутствие усидчивости. Гипервозбудимому крохе тяжело усидеть на стульчике во время чтения книжки, обучающих игр, утренников или кукольного представления. Для гиперактивного малыша рекомендуется:
  • четко отслеживать временные рамки занятий (не более 20 минут);
  • менять деятельность при явных признаках беспокойства;
  • во время дневного сна, если он не спит и мешает другим, ребенка можно вернуть в игровую комнату.

Гиперактивный малыш в первом классе сталкивается с множеством дополнительных проблем, так как учебный процесс предполагает дисциплинированность, сосредоточенность и необходимость неподвижно сидеть определенное время. Чтобы избежать неприятностей, родители, отправляющие гипервозбудимого малыша в первый класс, должны предупредить учителя об особенности своего первоклассника. Это поможет скорректировать процесс обучения и облегчит адаптацию ребенка.

Гиперактивный ребенок в школе что делать родителям и учителю

Существует три вида адаптации гипервозбудимого первоклассника к школьным будням.

  1. Первый вид. Ребенок интеллектуально развит, полноценен и хорошо подготовлен к первому году обучения, но не в состоянии долго сидеть за партой, постоянно просится выйти в туалет и мешает другим ребятам.

Здесь потребуются решительные меры. Родителям необходимо выяснить, действительно ли малыш готов к обучению в классе или стоит подождать еще год. В этом случае, за консультацией рекомендуется обратиться к специалисту, который сможет достаточно объективно оценить возможности первоклассника. Если психологом будет озвучена рекомендация, поступить в первый класс только на следующий год, для подготовки ребенка к предстоящей работе в коллективе, можно все время до поступления посещать разнообразные творческие студии, секции и кружки.

  1. Второй вид. Это гиперактивный малыш, привыкший к поблажкам и скидкам, которые делают ему учителя в связи с его психосоматическим статусом. Если первые месяцы в школе проходят достаточно гладко, так как учитель дает возможность первокласснику привыкнуть к новой обстановке, то далее требования к поведению и работе в классе ужесточаются, из-за чего успеваемость гиперактивного школьника начинает падать.

Для адаптации такого ребенка, потребуется взять организацию учебной и прочей деятельности малыша в свои руки. Потребуется жесткий распорядок дня и строгий режим. Уроки под контролем родителей, несложные домашние обязанности, удаление из поля зрения ребенка отвлекающих развлечений и ежедневные прогулки. Каждый день первоклассника должен заканчиваться обсуждением прошедшего дня, его достижений и ярких школьных событий. И конечно, не обойтись без постоянного контакта с классным руководителем ребенка, который сможет сообщать о положительных сдвигах в поведении.

  1. Третий вид. К этому виду относится ребенок с синдромом дефицита внимания, который категорически не справляется с программой и практически целый день сидит за уроками. Из-за высокой нагрузки у первоклассника возникают психосоматические проблемы и функциональные заболевания. Малыш жалуется на головную боль, носовые кровотечения, головокружение, расстройства сна. При обследованиях диагностируются различные заболевания, назначаются лекарства и оздоровительные процедуры.

Лучшим способом справиться с проблемами станет отсутствие паники, поддержка и уверенность родителей в выздоровлении. Потребуется регулярно напоминать гиперактивному малышу о своей любви к нему, а также, желательно дать возможность ребенку самостоятельно выбрать наиболее удобный режим дня.

Болезнь или особенности характера? Полезное видео

Является ли гипервозбудимость ребенка болезнью или просто особенностью его характера? Именно об этом готов рассказать известный детский доктор Комаровский.

Источник:
Если у вас гиперактивный ребенок в саду и первом классе: особенности и адаптация
В этой статье вы узнаете, что делать родителям, если у вас гиперактивный ребенок в детском саду или в первом классе школы.
http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/giperaktivnyj-rebenok-v-sadu-i-pervom-klasse.html

COMMENTS